Праздник Ханука.

История и традиции празднования праздника Ханука.

Ханукальные пончики
Ханукальные пончики

Макавейские книги описывают очень важные события освободительной войны еврейского народа против греческого господства, продлившегося в Иудее со времен Александра Македонского, завоевавшего, в ходе своих военных кампаний (336-323 гг.до н.э.), практически весь известный античный мир, включая Египет, Иудею, Персию и Индию.

 

После смерти Александра, его огромная империя распалась на враждующие царства, продолжавшие войны за территории и влияние, в течении 323-301 гг. до н.э.  В частности на Ближнем Востоке это привело к созданию эллинистических государств, управляемых греческой знатью и насаждавших повсеместно греческую культуру. В Сирии управляла династия Селевкидов, а в соседнем Египте - Птолемеев.  

 

Но вот события, вдохновившие празднование Хануки, произошли в особенно бурный период еврейской истории. Около 200 г. до н.э. Иудея, также известная как Земля Израиля, попала под контроль Антиоха III, царя Селевкидов Сирии, который позволил евреям, жившим там, продолжать исповедовать свою религию.

 

Однако его сын, Антиох IV Епифан, оказался менее доброжелательным: древние источники сообщают, что он объявил иудейскую религию вне закона и приказал евреям поклоняться греческим богам. И наконец в 168 г. до н.э. армия Антиоха захватила Иерусалим, уничтожив в городе тысячи людей и осквернив Иерусалимский Храм, воздвигнув жертвенник Зевсу и закопав свиней в его стенах. Это привело к восстанию, известному в истории как Маккавейская война. Она длилась с 167 по 160 гг. до н.э. и привела к  восстановлению независимого Иудейского царства, управляемого династией Хасмонеев (Маккавеев) вплоть до прихода на трон Ирода Великого, в 37 г. до н.э.

Центральной историей освободительной войны явилось освобождение Иерусалима и очищение и освящение Храма. Вот как он описано в 1 Книге Маккавейской:

"Иуда же и братья его сказали: вот, враги наши сокрушены, взойдем очистить и обновить святилище. И собралось все ополчение, и взошли на гору Сион. И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернен, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой-либо горе, поросли растения, и хранилища разрушены, и разодрали они одежды свои, плакали горьким плачем и сыпали пепел на свои головы, и падали лицом на землю и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу. Тогда отрядил Иуда мужей воевать против находившихся в крепости, доколе он очистит святилище.

 

И избрал священников беспорочных, ревнителей закона. Они очистили святилище и оскверненные камни вынесли в нечистое место. Потом они рассуждали об оскверненном жертвеннике всесожжения, как поступить с ним. И пришла им добрая мысль разрушить его, чтобы он когда-нибудь не послужил им в поношение, так как язычники осквернили его; и разрушили они жертвенник, и камни сложили на горе храма в приличном месте, пока придет пророк и даст ответ о них. Взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник по-прежнему; потом устроили святыни и внутренние части храма и освятили притворы; устроили новую священную утварь и внесли в храм семисвечник и алтарь всесожжений и фимиамов и трапезу; и воскурили на алтаре фимиам и зажгли светильники на семисвечнике, и осветили храм; и положили на трапезу хлебы, и развесили завесы, и окончили все дела, которые предприняли.

 

В двадцать пятый день девятого месяца — это месяц Кислев — сто сорок восьмого года (165 до н.э.) встали весьма рано и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений. В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами. И весь народ падал на лицо свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им. Так совершали обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы. И украсили переднюю сторону храма золотыми венцами и щитами и возобновили ворота и хранилища, и сделали для них двери. И была весьма великая радость в народе, и отвращено было поношение язычников.

 И установил Иуда и братья его и все собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с веселием и радостью в свое время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца Кислева."(4: 36-54) 

 

 Центральная книга, собрание иудейских традиций, Талмуд также описывает и необыкновенное чудо, произошедшее в этот день: воины нашли только один сосуд, который был запечатан первосвященником, с достаточным количеством масла, чтобы держать менору в Храме горящей в течение одного дня. Они использовали этот сосуд, но светильник продолжал гореть восемь дней (а это время, необходимое для того, чтобы отжать новое масло). Это событие и вдохновило еврейских мудрецов на провозглашение ежегодного восьмидневного праздника.

Неизвестно доподлинно когда именно празднование этого события стало повсеместным в среде еврейского народа.

 

Интересно отметить, что Евангелие от Иоанна повествует о том как Иисус пришел в Иерусалим.

 

"Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима.

И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом." (Ин. 10:22-23)

 

Иисус пришел в Иерусалим из Галилеи, Капернаума и путешествие в Иерусалим занимало несколько дней и было нелегким. Этот факт означал важность праздника обновления для Иисуса. В период жизни Иисуса существовал лишь один зимний праздник (25 день месяца Кислев соответствует одному из дней в ноябре-декабре календаря Григорианского) - Ханука, что и означает обновление, освящение.

 

Примечательно,но может и не имеет особого смысла то, что и дата Рождества праздуется в зимний месяц декабрь, 25 го числа. (Дата 7 января по календарю Григорианскому, принятая Православной Церковью, соответсвует 25 декабря Юлианского календаря) 

 

Как же еврейский народ празднует этот праздник? Прежде всего, так этот праздник не был непосредственно заповедан в законе Моисеевом (Торе), он является праздником воторостепенным, в который не существует запрет на все виды деятельности, считающиеся трудом, работой, в отличие от постановлений, связанных с исполнением субботы и основных паломнических праздников (Пасхи, Пятидесятница и Праздника Кущей).

 

В Европе и в особенности в Соединенных Штатах, где проживает крупнейшая еврейская община в мире, этот праздник приобрел особое значение и празднуется широко. Так же широко он известен среди нееврейского населения США. Одной из субьективных, частных причин этого является тот факт, что декабрь издревле являлся месяцем больших праздников для европейцев. Это привело и к своебраздной проекции празднования Рождества Христова и дня Благодарения в этот период. И естественно к взаимовлиянию между иудейской и христианской традициями. Такой, к примеру является традиция дарить детям подарки на праздник Хануки, не имеющая прецендента в более ранний период истории.  

 

Кроме этого существуют и другие замечательные традиции празднования Хануки. Самая главная из них - зажигать девять свечей канделябры, напоминающей храмовый семисвечник (Менора),её называют Ханукия и её девять свечей часто сбивают с толку неосведомлённых людей, путающих её с храмовой Менорой. 

 

Ханукия состоит из девяти свечей, главная (шамаш - евр.) и первая зажигается в первый день, согласно предписанию знаменитого раввина Гиллеля. А затем с наступлением нового дня фестиваля ( а это происходит по еврейскому календарю вечером) зажигается дополнительная свеча. Девятисвечники выглядит по разному, можно их приобрести или сделать своими руками.

 

Также во время Ханукальной недели принято есть сладкие пончики (суфганиёт), приготовленные в масле и картофельные дранники, называемые "латке". Входные двери домов, квартир, балконов и магазинов украшаются гирляндами и огнями. Эти традиции призваны, вероятно, создать равноценное чувство праздника для евреев диаспоры, не праздновавших Рождество.

 

И хотя Рождество и является замечательным праздником, но остаётся спорным вопросом о том праздновали ли его ученики Иисуса в Иерусалиме, Иудее, а в дальнейшем и в рассеянии. Но праздник Ханука был широко празднуем уже во времена Иисуса.

Археологические исследования, связанные с Ханукой.

древняя синагога
древняя синагога

В 1 книге Маккавейской , а также  у еврейского историка Иосифа Флавия существует повествование о начале событий, приведших к восстанию против греко-сирийского владычества в Иудее.

Священник Маттафия (Маттатиягу) из рода Хасмонеев и его пять сыновей, ставших национальными героями:  Иоанн ( Йоханан) по прозвищу Каддеш, Симон (Шимон) Матхес,  Иуда-Маккавей (Макаби, Элеазар-Аваран, Ионатая-Апфус проживали в поселении Модиин (Модиим) в Иудейском нагорье.

 

"И пришли от царя в город Модин принуждавшие к отступничеству, чтобы приносить жертвы.

И многие из Израиля пристали к ним; а Маттафия и сыновья его устояли.

И отвечали пришедшие от царя и сказали Маттафии: ты вождь, ты славен и велик в этом городе и имеешь опору в сыновьях и братьях.

Итак, приступи теперь первый и исполни повеление царя, как сделали это все народы и мужи Иудейские и оставшиеся в Иерусалиме, и будешь ты и дом твой в числе друзей царских, и ты и сыновья твои будете почтены и серебром, и золотом, и многими дарами.

И отвечал Маттафия и сказал громким голосом: если и все народы в области царства царя послушают его и отступят каждый от богослужения отцов своих, и согласятся на повеления его, 20 то я и сыновья мои и братья мои будем поступать по завету отцов наших.

Помилуй нас Бог, чтобы оставить закон и постановления! Не послушаем мы слов царя, чтобы отступить нам от нашего богослужения вправо или влево. Когда перестал он говорить эти слова, подошел муж Иудеянин пред глазами всех, чтобы принести по повелению царя идольскую жертву на жертвеннике, который был в Модине.

Увидев это, Маттафия возревновал, и затрепетала внутренность его, и воспламенилась ярость его по законе, и он, подбежав, убил его при жертвеннике.

 

И в то же время убил мужа царского, принуждавшего приносить жертву, и разрушил жертвенник." (1 Мак. 2:15-25)

 

 На карте Медва ( 6 в. н.э.) изображено поселение Модиим, этот факт позволяет предположить то, что в 6 веке знали о существовании поселения или округа, с которого началось восстание Макавеев. 

А в  1993 году был слздан город Модиин, где  я живу, предположительно на месте древнего поселения с тем же названием, в котором началось Маккавейской восстание в 167 году до н.э.

Современный Модиин

раскопки поселения ум эль умдан в модиине

Раскопки жилой улицы в Ум Эль Умдан
Раскопки жилой улицы в Ум Эль Умдан

Археологические руины  периода Втрого Иерусалимского Храма ( до 70 года до н.э.) включают в себя систему улиц, жилищ, синагогу и емкость для ритуального омовения.  

Обнаруженная синагога датируется периодом до разрушения Второго Иерусалимского Храма, немного синагог этого периода было идентифицировано в земле Израилевой.Синагога была построена в период Маккавеев и является древнейшей из раскопанных синагог в стране.  Датировка синагоги подтверждает предположение, функцией ранней синагоги не являлосьжелание заменить Храмовое служение, а преследовались другие цели. В Храме проводились богослужения и приносились жертвоприношения, синагога служила учебным и социальным центром иудейских поселений.

 

Также на территории поселения были обнаружены винодавильня, цистерна для сбора дождевой воды, колумбариум и др.

Раскопки были проведены  в 2000-2001 годах археологами Александром Омм и Шломит Векслер- Бдолах. Археологи полагает , что нашли древний Модиим, из которого началось и распространилось по Иудее знаменитое восстание Маккавеев.

Винодавильня

Синагога

С праздником Ханука, с праздником света!