Тель Мареша

Тель-Мареша (Тель Сандаханна - араб.) был городом в древности.  Его руины находятся в Иудейской  низменности (Шефела), на высоте 250-350 м над уровнем моря.

Город был заселен уже в железном веке, а также в персидский и эллинистический периоды.

Он был  разрушен иудейскими повстанцами в период Маккавейских войн, в конце 2 века до нашей эры. Затем город был восстановлен в римский период в соседнем Бейт-Гуврине.

Руины Тель Мареша интересны своими искусственными пещерами и полостями.

Созданный на руинах города национальный парк, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Национальный парк расположен на территории 500 га.

На территории парка находится множество пещер. Они были сделаны местными жителями, которые использовали камни, извлечённые из пещер для строительства, а сами пещеры - для различных хозяйственных нужд. Зачастую их использовали в качестве загона для домашнего скота и вьючных животных, цистерн для хранения воды, складских помещений и даже для захоронения.

История Тель Мареша

библейский период

Книга Книг еврейского народа рассказывает, что Мареша в древности, входила в состав Иудейского царства.

Например в книге Иисуса Навина, которая служит замечательной иллюстрации географии Земли Обетованной в период ее заселения коленами Израильскими, говорится:

 

"Вот удел колена сынов Иудиных по племенам их… И Кеила, и Ахзив, и Мареша."

(15:20, 44)

 

Город был основан ещё в 9 веке до н.э.

Царь Иудеи Ровоам укрепил Марешу оборонными сооружениями.

 

"Ровоам жил в Иерусалиме, и обнёс города в Иудее стенами… Он укрепил… И Геф, и Марешу, и Зиф…"

(2 Паралипоменон 11: 5,6,8)

 

  Примерно в 900 г. до н.э., царь Иудеи Аса вёл войну против грозной армии из миллиона вражеских воинов.Это происходило неподалёку от Мареши.

 

"И выступил против них Зарай (Зерах - древнеевр.)Ефиоплянин с войском в тысячу тысяч и тремястами колесниц( вероятно египетскими и ливийскими наёмниками); и дошёл до Мареши. И выступил Аса против него, и построились к сражению на долине Цефата у Мареши. И воззвал Аса к Господу Богу своему, и сказал: Господи! не в Твоей ли силе помочь сильному и бессильному? помоги же нам, Господи, Боже наш, ибо мы на Тебя уповаем, и во имя Твое вышли мы против множества сего. Господи! Ты - Бог наш: да не превзможет Тебя человек. И поразил Господь Ефиоплян пред лицем Асы и пред лицем Иуды, и побежали Ефиопляне."

 (2 Паралипоменон 14: 9-12)

 

 А вот у Михея, одного из 12-ти "малых" библейских  пророков, тоже было немало глаголов Божиих.

Он, в конце 8-го века до н.э., упоминает, среди прочих укрепленных городов Иудеи, и Марешу.

Михей описывает завоевания и разрушения, причинённые Иудее ассирийским военачальником Сеннахиримом, в 710 г. до н.э.

 

"Ещё наследника приведу к тебе, жительница Мареша; он пройдёт до Оддолама, славы Израиля."

(Михей 1:15)

период греков (IV-II вв. До н.э.)

 

 Мареша была переименована в Мариссу в период греческой экспансии в Иудее( 4-2 вв. до н.э.). Этот период истории Израиля, историки называют эллинистическим.

Большинство руин построек, обнаруженных археологами в нижней части города, относятся именно к этому периоду. Это подтверждает факт того, что в этот период город процветал. В это время Марисса активно заселяется языческим населением, сидонянами и идумеянами. (Сидон  - древний славный город, находящийся на территории современного государства Ливан, граничащего с Израилем на севере. Сидон, согласно библейскому повествованию, был сыном Ханаана, который в свою очередь был сыном Хама. А Хам был сыном Ноя. Сидоняне, соответсвенно были одним из хананейских племён, населявших земллю Ханаан и Ливан в древности. Греки называли жителей Ливана финикийцами. Между историками нет единого мнения по поводу того, к какой этнической группе относилось это название, то есть были ли хананеи и фникийцы одним и тем же народом. Идумеяне же были народом, проживавшим на территории  пустыни Негев, которая находится на юге современного государства Израиль. Название их царства Идумея тоже пришло из греческого. А вот на страницах Библии оно называлось Эдом. Эдом и его жители были заклятыми врагами израильтян. Они были потомками библейского Исава (Эдома - красного), брата -близнеца Иакова. 

период маккавеев (2 век - 1 век до н.э.)

 Во 2 в. до н.э., Марисса была отвоёвана потомком династии Маккавеев, царем Иоанном Гирканом (134-104 гг. до н.э.) и снова стала иудеским городом. Большая часть местного населения бежала из города.

Можно сказать, что это завоевание стало исполнением пророчества библейского пророка Авдия. Вот что он предвещает:

 

"А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; и дом Иакова получит во владение наследие Своё. И дом Иакова будет огнём, и дом Иосифа - пламенем, а дом Исавов (идумеяне) - соломою: зажгут его и истребят его, и никого не останется из дома Исава: ибо Господь сказал это. И завладеют те, которые к югу (жители Иудеи), горою Исава...

(Авдий 1:17-19)

 

И  еврейский историк Иосиф Флавий подтвержает это факт в своём труде Иудейские Древности. Идумейские города и деревни (территория вокруг Хеврона и Беэр-Шевы) были обращены в иудаизм Хасмонеями (13 9: 1):

 

 "Гиркан взял также Дору и Мариссу, города Идумеи, и покорил всех идумейцев; и разрешил им остаться в этой стране, если они сделают обрезание своих гениталий и воспользуются законами евреев; и они так желали жить в стране своих предков, что подчинились обрезанию и остальному иудейскому образу жизни; в это время их постигло, что они были не кем иным, как евреями".

История Бейт Гуврина

период иудейских войн

Город Бейт Гуврин сменил Марешу и под таким названием, упоминается историком Иосифом Флавием. По его свидетельству, город был разрушен войсками римского генерала Веспасиана, хотя, несмотря на разрушения, большое иудейское поселеление продолжало существовать здесь вплоть восстания Бар-Кохбы, (132-135 гг. н.э.)

 

Римский период

А в 200 г.н. император Септимий Северус изменил название города на более подходящее, латинское - Елеотерополис (свободный город).

Муниципальный статус города позволил его жителям жить в комфорте достижений римской цивилизации. В город были проведены акведуки, широкие дороги, отмеченные столбами. Был также построен амфитеатр.

Византийский, арабский и период крестоносцев.

В Византийский период в городе были построены церкви, а большинство пещер "колокольной" формы были выкопаны в период заселения арабами. В период крестносцев город превратился в небольшую крепость. Церковь св. Анны было построена в этот период, в 1136 г.

Период новейшей истории Бейт гуврина.

Арабская деревня просуществовала вплоть до Войны за Независимость 1948 г.  Британские войска покинули местность, полсе периода окончания мандата на управление Палестиной . Оставленный форт, построенный инженером Таггартом, был немедленно занят египетскими войсками. В мае 1949 г., вооруженные силы Израиля освободили  местность и впоследствии здесь было начато сельскохозяйственно кооперативное поселение (киббуц), с одноимённым названием.

Курган - Тель Мареша

Тель Мареша расположен на высоком холме, на высоте 357 м над уровнем моря и 30-40 м над территорией вокруг него. Общая площадь кургана, на котором располагался его «Верхний город», составляет 24 дунама. Вокруг кургана находится «Нижний город», занимающий площадь 320 дунамов. (В дунаме,этой доставшейся Израилю со времён Турецкой Османской империи, мере измерения , приблизительно 1000 кв.м)

Пещеры Тель Мареша

Кореннная порода здешней местности - это мягкие меловые породы, толщиной несколько метров. Над ними, в результате эррозии, образовался слой, около 1 м толщиной, более твёрдого известняка. Его называли на древнееврейском - "нари". 

Этот твёрдый слой снимался, а затем мягкий слой выкапался очень легко.

 

Пещеры высекались путём вырывания ямы в земле, затем вырезания камня вокруг квадратной колонны в ее центре и расширения пространства при копании вниз. После завершения пещеры в форме колокола, в стенах и центральном блоке прорезались ниши. Затем перекрывался верхний вход и добавлялся другой вход по боковой лестнице.

 

А вот это качество мягкости меловой породы и позволило выкопать такое большое колличество пещер в Мареше- Бейт-Гуврине.

 

В 1900 году, археологи Блисс и Макалистер исследовали подземный город у подножия холмов и выявили 63 подземных комплекса. В каждом комплексе было нанесено на карту и задокументировано количество связанных комнат.

 

 С тех пор археологи нанесли на карту 162 пещерных комплекса вокруг Тель-Мареши со всех сторон холма. Лишь некоторые из них доступны для общественности. 

 

 В особенности распространёнными в древней Иудее были пещеры- колумбарии.

Только в Тель-Мареше насчитывается 85 известных пещер-колумбариев, с десятками тысяч голубиных ниш.

Польская пещера

 

 "Польская" пещера представляет собой сооружение для голубей , которых выращивали в пещерах для снабжения свежим мясом и яйцами.

 

Строение такого типа называлось колумбарием. Это слово происходит от латинского Colomba, означающее семейство голубей (на латыни: Columbidae). 

Другими словами -  голубятня.

Слово "колумба" в латинский пришло из  древнегреческого языка. Слово "колумбос" означает «ныряльщик», поскольку голуби обладают способностью нырять.

 

Вдоль стен пещеры прорублены десятки  ниш для выращивания голубей.

Птичий помет также использовался в качестве удобрения для в сельском хозяйстве.

 

Пещера названа в честь солдат польской армии генерала Владислава Андерса, которая дислоцировалась в этом районе во время Второй мировой войны.

 

Армия была создана в Советском Союзе, но в марте 1942 года, на основе договоренности между Великобританией, Польшей и Советским Союзом, она была эвакуирована из Советского Союза и переправлена в Палестину. 

 

Солдаты армии посетили пещеру и высекли на её центральной колонне слова и цифры: "1943", "Варшава , "Польша", а также изображение орла - символа сухопутных войск Польши. 

 

Ну а если сегодня попытаться выгравировать свои инициалы на мягких стенах здешних пещер, это врядли приведёт к увековечиванию ваших имён, а лишь к денежному штрафу.

пещера колумбариум

Рядом с "Польской" пещерой находится более крупное строение коммерческого колумбария.

Эта пещера была известна ранне по своему арабскому названию "Эс-Сук" (рынок), данному местными жителями. Сегодня её называют "Колумбарий". Это самая большая пещера из обнаруженных в Тель Мареша.

 

По своей форме она относится к типу пещер-колумбариев, построенных в виде прямоугольных залов и  расположенных крестообразно. Такие пещеры датируются 3 веком до н.э.

Они использовались вплоть  до 1 века н. э.

Пещера была построена в качестве колумбария а потом, в начале 2 века до н. э.  была преобразована в складское помещение для хранения товаров.

 

Внутри пещеры находится более 2000 голубиных ниш.

 

Структура колумбария состоит из нескольких залов, построенных в виде двойного креста.

 

Во время второго антиримского восстания иудеев, известного как Восстание Бар-Кохбы ( 132-135 гг.н.э.), пещера использовалась как убежище для повстанцев.

Ступенчатый коридор соединяет колумбарий с поверхностью. Этот выход в западной части центра комплекса был обнаружен только во время современных раскопок, 1990-1991 гг.

Пещера-купель

Эта небольшая пещера состоит из лестницы и двух небольших комнат.

Купальщицу, сидевшую на сиденье в одной из камер, обливали водой,но банщик, наливавший воду из другой камеры, не мог видеть моющихся людей

Возможна эта купель для омовения служила как для гигиенических, так и для ритуальных целей. Ведь вопросы гигиены и культовой практики часто были связаны между собой в древности.  

 

Пещера датируется 3- вв до н.э. 

Пещера с масличным прессом

В пещерах Тель-Мареша были обнаружены 22 маслодавильни.

 

Производство оливкового масла было одним из основных сельскохозяйственных предприятий Мареши.

Прдукцию экспортировали в соседние страны.

На территории вокруг города были высажены оливковые рощи на территории более 1800 дунамов. ( дунам - 1000 кв. м)

 

    Самая большая пещера с маслодавильней, находится рядом с пещерой-купелью. Она был построена в 3 веке до нашей эры.

Внутри пещеры находится несколько камер для процесса маслодавления, в основе которого лежало 3 фазы: дробление, отжим и сбор.

 

 Первым этапом было измельчение оливок с помощью дробилки. Камень держался вертикально на оси, которая соединялась с длинной ручкой. Эту ручку приводил в движение человек или вьючное животное (осёл, мул).

Вертикальный круглый камень для дробления катился по углублению по окружности основания, раздавливая оливки.

После этого измельченные оливки собирались в корзину и потом сжимались специальным каменным прессом.

 

Устройство для отжима масла было второй фазой производства оливкового масла. В течение этого процесса, измельченные оливки давили с силой, для того, чтобы извлечь из них сок.

А вот на этом масляном прессе три каменных груза были привязаны к краю деревянного рычага, толкая рычаг вниз. Использование рычага создавало большую силу на небольшом расстоянии. Сила рычага толкала плоский камень на несколько корзин, в которых были измельченные оливки. Корзины располагались во внутренних камерах, на конце деревянной балки.

( Продолжение следует...)