Иерихон

Вид на Иерихон с горы Искушения
Вид на Иерихон с горы Искушения

Иерихон (Ерихо евр.), (Ариа араб.) - древнейший из Израильских городов и один из древнейших в мире. Идентифицируется с курганом Тель Ас-Султан - источник Елисея, находящемся на развилке шоссе 90 (Иерихон - Бейт-Шеан) и шоссе 3 (Иерихон-Рамалла). Археологические раскопки, в особенности самые широкомасштабные, проведенные К.Кэньон в 1952-57гг., суммировали все известные сведения об истории города.

Самые ранние сведения о городе восходят к эпохе мезолита ( 15-6 вв. до н.э.) к 10 в. до н.э. В этот период город простирался на равнине вблизи источника Елисея.

 

Раскопанная К. Кеньон круглая башня, 8 тыс. до н.э.
Раскопанная К. Кеньон круглая башня, 8 тыс. до н.э.

В период докерамического неолита, в 8 тысячелетии до н.э., Иерихон был уже большим поселением.Из этого периода сохранилась большая стена, часть которой видна и в наши дни, высотой до 6 м, круглая каменная башня, с диаметром основания 8,5 м и высотой до 8 м и каменные ступени, ведущие к основанию башни. Существование этих строений, дало основание считать Иерихон одним из древнейших городов планеты. Однако сегодня на территории Турции, в Анатолии, обнаружены  города приблизительно того-же возраста и даже древнее Иерихона.

 Около 5 в. до н.э город был заброшен. И только в медный век, около 4 тыс. до н.э. возобновилась жизнь в Иерихоне. Из бронзового века сохранились в Иерихоне остатки системы укреплений, в основном со времен гиксосов, свидетельствующие о расцвете города в период 18-17 столетий до н.э. История из библейской книги Иисуса Навина рассказывает о завоевании города израильскими племенами, на их пути из Египта в землю обетованную. Останков городских стен этого периода до сих пор не обнаружено. Вот так описывает завоевание Иерихона Библия:

"Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных; 

пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней; 

 и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; 

когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, устремившись каждый с своей стороны. 

И призвал Иисус, сын Навин, священников Израилевых и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним. 

И сказал народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним. 

Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили трубами, и ковчег завета Господня шел за ними; 

 вооруженные же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за ковчегом, во время шествия трубя трубами. 

Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до того дня, доколе я не скажу вам: «воскликните!» и тогда воскликните. 

Таким образом ковчег завета Господня пошел вокруг города и обошел однажды; и пришли в стан и ночевали в стане. 

На другой день Иисус встал рано поутру, и священники понесли ковчег завета Господня; 

и семь священников, несших семь труб юбилейных пред ковчегом Господним, шли и трубили трубами; вооруженные же шли впереди их, а идущие позади следовали за ковчегом завета Господня и идучи трубили трубами. 

Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней. 

В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз. 

Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город! 

город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали; 

но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан сынов Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды; 

и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню. 

Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город. 

И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом. 

А двум юношам, высматривавшим землю, Иисус сказал: пойдите в дом оной блудницы и выведите оттуда ее и всех, которые у нее, так как вы поклялись ей. 

И пошли юноши, высматривавшие город, в дом женщины и вывели Раав и отца ее и мать ее, и братьев ее, и всех, которые у нее были, и всех родственников ее вывели, и поставили их вне стана Израильского. 

А город и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали, в сокровищницу дома Господня. 

Раав же блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее были, Иисус оставил в живых, и она живет среди Израиля до сего дня, потому что она укрыла посланных, которых посылал Иисус для высмотрения Иерихона. 

В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его. 

И Господь был с Иисусом, и слава его носилась по всей земле."

 (Книга Иисуса Навина 6:1-26)

Интересно, если гороод был заклят таким устрашающим заклятием, кто же отважился вновь построить его? Речь, очевидно, идет о восстановлении и укреплении Иерихона, что безоговорочно было запрещено Иисусом Навином после того, как Бог сверхъестественным образом разрушил этот город (Иис. Н. 6:26). Хотя какая-то жизнь не угасала в Иерихоне со времени разрушения его, Ахиил Вефилянин первым, видимо, предпринял серьезную попытку восстановить Иерихон таким, каким он был первоначально. И тогда пророчество Иисуса Навина исполнилось буквально: двое сыновей Ахиила умерли.

Возможно, это упоминание об Иерихоне, которое с делами Ахава как будто бы не связано, было сюда включено с тем, чтобы показать, что как Божие слово исполнилось в этом случае, так исполнится оно и в случае Ахава. Ибо Ахав продолжал укреплять систему богопоклонения, которую Господь осудил, Ахиил же попытался отстроить и укрепить город, осужденный Господом.

"В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина." (3 Царств 16:34)

В 4 книге Царств (2:2-18) говорится о вознесении на небеса одного из величайших пророков Израильских, Илии.

Согласно рассказу, в Иерихоне того периода существовала целая школа пророков.

Территория Русской духовной Миссии в Иерихоне
Паломница из Росии у дерева, на которое влезал Закхей, как рассказывает местное предание.

Отрывок из Нового Завета, Евангелия от Луки (19:1-10) рассказывает нам историю о том, как Иисус проходил через Иерихон, по пути в Иерусалим:

"Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.  И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.  И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее."

Городище древнего Иерихона - Тель Ас-Султан

Курган Тель Ас-Султан находится в 10 км от Мертвого моря и 250м ниже уровня моря. Высота его 21м.

Этот курган и является городищем древнего Иерихона. Через город протекает поток Эйн ас-Султан, о котором рассказывает Библия, пророк Елисей превратил его соленые воды в пригодные для питья. (4 Царств)

Иудейская пустыня
Иудейская пустыня

Первые научные исследования кургана были проведены знаменитым британским первопроходцем в археологии Палестины - Чарльзом Уорреном в 1868 году. Британский археолог Кетлин Кеньон в 1952-1958 гг. сумела идентифицировать стену из грязевого кирпича, возраст которой был установлен методом радиоуглеводного анализа: 7400-8500 лет до н.э. Это одно из древнейших городских строений в мире. Вероятно башня служили для религиозных культовых целей.

В 1993 г. Иерихон, в результате мирных соглашений между Палестинской Адимнистрацией и Израилем в Осло, был передан под полное управление Палестинского руководства. С тех пор исследования проходили под эгидой ПА и совместно с Римским университетом Ла Пиенца.

Русская духовная миссия в Иерихоне.

Русская Духовная Миссия на улице Дмитрия Медведева в Иерихоне
Русская Духовная Миссия на улице Дмитрия Медведева в Иерихоне

Русская Духовная Миссия была создана в середине 19-го столетия и одной из её целей было приобретение земель, постройка православных церквей, поддержка и забота об уже существующих храмах. Также своей целью миссия ставила духовно-просветительскую работу и заботу о паломниках. 

В 1865 г. начальником миссии был назначен архимандрит Антонин Капустин. 

Участок в Иерихоне был приобретён Капустиным в 1874 г. с целью приёма паломников, прибывающих с целью посетить место крещения Христа на Иордане и знаменитые православные монастыри  Иудейской пустыни, прозванной "духовным лугом" верующих. На участке уже с 6-го столетия почитался дом мытаря Закхея, история встречи которого со Христом, описана в Евангелии от Луки. Один из наиболее почитаемых подвижников - Савва освящённый, возвёл здесь приют в этот период. 

Антонин Капустин проводил на территории раскопки, в результате которых были найдены византийские колонны, камни с изображениями святых, плита из розового камня и мозаика 6-го века. На плите надпись:

"Гробница бл. Кириака, устроившего часовню славного мученика Георгия... (565-578).

А над ней в последствии возведена часовня в честь Иоанна Предтечи и крещения Господня.

Монастырь Искушения Христа в Иерихоне