Вселенская идея Иерусалима.

Благородное святилище - Купол над Скалой, мечеть на Храмовой Горе
Благородное святилище - Купол над Скалой, мечеть на Храмовой Горе

Первым, кто положил основание универсальной идее Иерусалима, был царь Соломон. Он просил в молитве  по окончании строительства храма: " При всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем Израиле, когда они... прострут руки к храму сему.... Ты услышь с неба... и помилуй... Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из Земли дальней ради имени Твоего.... и помолится у храма сего... услышь с неба ... и сделай все о чем будет взывать к Тебе иноплеменник..." ( 3 кн. Царств 8:38-41)

Соломон не только привлек языческого царя Хирама  к строительству храма, но воодушевлял своим примером царей, среди которых царица Савская, приглашая их посетить Иерусалим. Последующие пророки, и среди них Исаия, продолжали развивать такую линию до "последних дней", когда :

"И пойдут многие народы, и скажут: придите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит нас Он Своим путям; и будем ходить по путям Его. Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима" (кн. Исаии 2:3)

А в другом месте:

"Дом Мой домом молитвы назовется для всех народов" (кн. Исаии)

Еврейская традиция в кн. Мидраш, устами раввина Йоханана говорит:

"Будущее Иерусалима - стать столицей всех народов".

Аль-Масджид Аль-Акса( Дальняя мечеть)  - Третья святыня ислама
Аль-Масджид Аль-Акса( Дальняя мечеть) - Третья святыня ислама

«Иерусалим – свет миру», - говорили еврейские мудрецы (Мидраш Раба), а в еврейской устной традиции, книге называемой Агада, говорится, что святость Иерусалима выше святости всех других мест земли Израильской, поэтому и говорят евреи, что в Иерусалим восходят. Это верно и с географической точки зрения , так как город находится на горных образованиях, высотой от 600 до 830м.

Святость Иерусалима извечна в глазах евреев, как и обещал Всевышний царю Соломону: «Я освятил этот храм, который ты построил, чтобы оставалось имя Моё там навеки; и будут глаза Мои и сердце Моё в нем во все дни...» (3 кн. Царств 9:3)

В Талмуде говорится, что семь субстанций было сотворено перед сотворением мира и среди них Храм и камень мироздания, находящиеся в Иерусалиме. (Псахим, нун-далет, алеф).

И конечно, такие знаменательные события в духовном развитии человечества, как жертвоприношение Авраама, отца верующих трёх мировых религий, поэтическая история о снах Иакова произошли на горе Мориа, впоследствии ставшей частью Иерусалима.

Куббат Ас-Сахра - Купол над Скалой на Храмовой горе в Иерусалиме.
Куббат Ас-Сахра - Купол над Скалой на Храмовой горе в Иерусалиме.

Этот город оставался символом Божественного присутствия, национального единства и еврейской государственности на протяжении двухтысячелетнего рассеяния. Евреи во всех уголках земли продолжали говорить друг другу с надеждой и верой: «На следующий год в Иерусалиме», мечтая даже не жить, а хотя-бы быть похороненными на его склонах. Существовало твердое убеждение среди еврейских мудрецов, что жить в Иерусалиме нужно удостоиться, то есть быть морально и духовно достойными. А когда в начале 19-го века появились люди, перешедшие от мечтаний к делу, начав практически приближать возможное возвращение народа в землю обетованную, религиозные лидеры охлаждали пыл сионистов именно этим тезисом.

Министр британского парламента еврей Матегу, подвергал резкой критике «кощунственные» и «самонадеянные» попытки еврея Вайцмана ( будущего первого президента страны) протащить решение о еврейском национальном очаге в Палестине.

Церковь Гроба Христова - главная христианская святыня.
Церковь Гроба Христова - главная христианская святыня.

Тем не менее решение было принято, древние пророчества о восстановлении государства исполнились и страна восстала из небытия... Иерусалим, Иерусалим...

А как относились к Иерусалиму Иисус и его ученики? Согласно Евангелиям, Он, как истинный сын своего народа, относился трепетно к еврейской святыне. Читаем евангелие от Луки,здесь описывается как Иисус, вместе с родителями, совершал паломничество в Иерусалим, на праздник Пасхи, что являлось обязательной заповедью для иудеев, наряду с двумя другими праздниками, Пятидесятницы и Кущей, когда к Храму стекался народ.

Особенно трогательным является крик души учителя из Назарета, ставшего объектом веры миллионов: «Иерусалим, Иерусалим... сколько раз хотел я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья...» (от Матфея 23:37)

С другой стороны, в разговоре с Самаритянской женщиной ( напомним – самаряне во времена Второго храма выделились в особый культ) и рассуждая об Иерусалимском храме, Иисус выдвигает парадоксальные тезисы: «...наступает время, когда и не на горе этой, и не в Иерусалиме будете поклонятся Отцу... но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине...» (от Иоанна 4 :21,22)

Иными словами, Иисус утверждает универсальные, вселенские принципы, ломающие утвердившиеся национальные и географические границы духовности. Ученик Иисуса, Иоанн в самой загадочной и труднопостижимой книге Нового Завета Апокалипсисе, вторит Учителю: «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба...» (21:2) Иначе говоря – не земной город Иерусалим стремится увидеть Иоанн в своем видении, а духовный, небесный...

Памятник царю Давиду, знаменитому завоевателю Иерусалима, дар России.
Памятник царю Давиду, знаменитому завоевателю Иерусалима, дар России.

 В וv в. 

н.э. паломники и последователи нового для них учения устремились в Палестину и термин «Святая Земля» по отношению к земле Израиля вошёл в употребление. На местах, связанных с жизнью, деятельностью, смертью и воскресением великого учителя строились церкви и монастыри. Иерусалим был вновь заселен, на этот раз христианским населением....

Возникла новая терминология по отношению к Иерусалиму, такие названия как «Новый Иерусалим», «Вышний Иерусалим» (Посл. Павла к Галатам 4:26), имевшие более аллегоричное значение для писателей Нового Завета, у христиан Греко-Византийской империи приняли более осязаемые, земные черты, - этими названиями были названы монастыри и церкви на территории Иерусалима.

 

На заднем плане здание французской католической миссии "Нотр Дам де Джерузалем".
На заднем плане здание французской католической миссии "Нотр Дам де Джерузалем".

Хотя сегодня число христианского населения в Иерусалиме незначительно – около 20000 человек, однако на территории города есть представительства почти всех христианских конфессий мира. Есть здесь представительство Русской Православной церкви, с прилегающими к ней значительными территориями, представительство Католической церкви в лице латинского патриарха, и представительство Францисканского ордена, у которого особое отношение к Святой Земле (Терра Санта). Есть представительство Армянской Григорианской и Армянской Апостольской ( часто называемой оппонентами – монофизитской) церкви. Да что там представительство, в старом городе Иерусалима армянским христианам принадлежит один из четырёх традиционных городских кварталов. (Три других это – мусульманский, христианский и еврейский). Существует здесь представительство Коптской церкви, национальной конфессии египетских христиан, Сирийской церкви, Англиканской, Шотландской, Лютеранской. Ну и конечно, в Новом городе есть молитвенный дом баптистов, есть огромное и интересное в архитектурном смысле здание ИМКА ( американская христианская молодёжь) и пр.

И хотя число христианского населения, как уже было указано незначительно, это не отображает действительного влияния христианских учреждений на городскую культурную жизнь . В городе около двухсот церквей и капелл, многочисленные учебные заведения и концертные залы, монастыри и конференцзалы, гостинные дома и молодёжные гостинницы. Францисканский, Бенедектинский, Кармелитский и Каларисский ордены имеют свои учреждения в городе, сестры Сиона, «маленькие сестры Иисуса», православные монастыри.

Правительство Израиля разрешило также мормонам (Церковь святых последних дней) открыть своё представительство, в обмен на согласие не заниматься миссионерской деятельностью среди евреев.

 

Такое монгообразие христианских конфессий невозможно даже вообразить ни в каком другом месте на земном шаре. Такая концентрация различных, а часто враждебных и нетерпимых друг ко другу конфессий приводит к частым конфликтам. Так, на территории церкви Гроба Господня споры между священнослужителями, во время религиозных процессий, часто приводят даже к насилию.

Мечеть Аль Акса на Храмовой горе
Мечеть Аль Акса на Храмовой горе

Хронология истории Иерусалима.

Панорама Старого Города - всемирное культурное наследие.
Панорама Старого Города - всемирное культурное наследие.

 

 

19-18 вв. д.н.э. --------------- Иерусалим упоминается в египетских папирусах под названием Ур Шалимум.

 

Бронзовый век ------------- Иерусалим упоминается уже под именем Ир Шалем и в нем правитель и священик Мелхиседек. (Кн. Бытие,13)

 

13-12 вв. д.н.э. ------------- рукописи Аль-Амарна упоминают город Ур Шалем

 

14 в. д.н.э. ------------------- по описанию библейской книги Иисуса Навина, Иерусалимский царь, Адониседек, вступает в сражение с израильтянами и терпит поражение.

 

12 в. д.н.э. ---------------- Колено Иуды завоевывает Иерусалим и предает его огню. 

Реплика скульптуры Вероччи, Давида с головой Голиафа.
Реплика скульптуры Вероччи, Давида с головой Голиафа.

1000 г. д.н.э. --------------- Знаменитый царь Давид завоевывает Иерусалим, который к тому времени находится в руках народа иевусеев. (2-я кн. Царств, 5:7)

 

950 г. д.н.э. ----------------- сын Давида, Соломон осуществляет мечту своего отца и всего народа и строит Храм.

 

925 г. д.н.э. ---------------- после раскола Израильского царства, Иерусалим становится столицей Иудеи.

 

701 г. д.н.э.------------------ Сеннахирим (Санхерив), Ассирийский царь осаждает Иерусалим, однако не завоёвыает его.

 

587-586 гг. д.н.э. ------------- трагическая дата для еврейского народа, (по традиции – 9 числа, месяца Ава) Навуходоносор, царь Вавилонской империи завоевывает Иерусалим, разрушает святыню города – Храм и уводит в плен иудеев.

 

536 г. д.н.э. ------------- возвращение иудейских пленников во главе с Зоровавелем и восстановление города.

 

515 г. дн.э. ------------- восстановление и строительство Второго Храма.

 

332 г. д.н.э. ----------- Иерусалим попадает под власть Александра Македонского.

 

321 – 301 гг. д.н.э. ------------ Правление династии Птоломеев.

 

203 г. д.н.э. -------------- Царь Антиох Третий начинает процесс эллинизации Иудеи, это приводит к расколу в народе.

Фонтан со скульптурной композицией львов, гербом Иерусалима
Фонтан со скульптурной композицией львов, гербом Иерусалима

167 г. д.н.э. ---------------- Царь Антиох Четвёртый оскверняет Храм, вводит запреты на религиозные традиции, включая обрезание, вследствие чего начинается восстание Хасмонеев.

 

165 г. д.н.э. ------------- Хасмонейские повстанцы завоевывают Иерусалим.

 

141-37 гг. д.н.э. ------------ Иерусалим становится столицей царей Хасмонейской династии, религиозной и национальной столицей Иудеи.

 

63 г. д.н.э. --------------- Междусобица между братьями, претендентами на трон из хасмонейской династии, Гирканом и Аристобулом, приводят к завоеванию Иерусалима римским полководцем Помпеем.

 

37 г. д.н.э. -------------- Ирод Великий завоевывает Иерусалим при помощи римской армии.

 

 37 - 4 гг. д.н.э. ------------- Ирод укрепляет Иерусалим, реконструирует Храм, расширяет Храмовую площадь, строит крепость Антония, дворец и укрепленную  цитадель, на месте современной Цитадели Давида, ипподром и театр.

 

4 - 56 гг. н.э. ------------ Иерусалим управляется римскими ставленниками.

 

28-32 гг. н.э. ----------- Иисус был распят в Иерусалиме.

 

41-44 гг. н.э. ------------ Агриппа ו - последний иудейский царь.

 

до 66 г. н.э. -------------- правление римских наместников.

 

70 г. н.э. ------------------ разрушение Храма и города в результате подавления антиримского восстания.

 

132-135 гг. н.э. ------------ восстание Бар-Кохбы, под идеологическим руководством Рабби Акивы, закончившееся поражением, разрущением города и изгнанием евреев из Иудеи. Правитель Тиниус Рупос  распахивает границы города в знак его колонизации. Император Адриан перестраивает его на римский манер и переименовывает в Элия Капитолина. 

 

335 г. -------------- Иерусалим становится христианским центром по инициативе императора Константина и его матери Елены. В Иерусалиме построены первые христианские церкви, среди которых Храм Воскресения Христова - Церковь Гроба.

Древнейшая цитадель в Иерусалиме, башня Фацаэля, 6 г. до н.э.
Древнейшая цитадель в Иерусалиме, башня Фацаэля, 6 г. до н.э.

361-363 г. ------------ Император Юлиан-Отступник позволяет евреям вернуться в Иерусалим и подготовиться к возсозданию Храма в Иерусалиме.

 

614 г. -------------- Иерусалим завоеван Персией.

 

628 г. -------------- Византийский император Ираклий возвращается в Иерусалим и организовывает кровавую расправу над еврейским населением города.

 

638 г. ------------ Иерусалим покоряется армии мусульманского халифа Омара Ибн Хоттаба.

 

vוו ст.  ----------- Караимы послеяются в Иерусалиме.

Панорама Иерусалима и Маслиничной горы с видом золотого купола мечети Куббат Ас-Сахра
Панорама Иерусалима и Маслиничной горы с видом золотого купола мечети Куббат Ас-Сахра

конец vוו ст. ----------- Возвращение евреев в Иерусалим (70 семей), халиф Абд Аль-Малик строит мечеть Купол над Скалой, его сын Аль-Валид - Мечеть Дальнюю (Аль-Акса) на Храмовой горе в Иерусалиме.

 

969 г. ----------------- Иерусалим попадает под власть фатимидских халифов.

 

1012 г. --------------- Фатимидский правитель Аль-Хаким Б'Имр Алла разрушает молитвенные дома евреев и христиан в Иерусалиме, Церковь Гроба разрушена дотла.

 

1016 г. --------------- Сильное землятрясение повреждает мечеть Купол над Скалой.

 

1033 г. --------------- Сильное землятрясение.

 

1063 г. -------------- Стены вокруг города перестраиваются египетским султаном.

 

1071 г. -------------- турки-сельджуки завоевывают Иерусалим.

 

1096 г. -------------- египтяне восстанавливают власть над городом.

 

1099 г. --------------- крестоносцы завоевывают Иерусалим, физически уничтожив все население города.

 

1187 г. ---------------- Саллах Ад-Дин изгоняет крестоносцев и возвращает еврейское население в Иерусалим.

 

1129 -1239 гг. ----------- Европейцы, под началом германского кесаря Фридриха וו,  возвращают власть над Иерусалимом.

 

1244 г. -------------- турки-хорезмийцы завоевывают город.

 

 1260 г. --------------- татары разрушают город.

 

1267 г. --------------- династия мамелюков устанавливает власть над Иерусалимом и всей землей Израиля. Законоучитель РАМБАН находит среди 2000 человек населения города двух евреев. Он перестраивает разрушенное строение крестоносцев в синагогу. В нее стекаются богомольцы со всей страны.

 

1480 г. --------------- татаро-моголы Чингиз-Хана разрушают Иерусалим.

 

1517 г. --------------- турецкий султан Салим ו завоевывает город и страну.

 

1538-1541гг. --------- турецкий султан Сулейман Великолепный отстраивает стены вокруг Иерусалима, сохранившиеся по сей день.

 

1622 г. ----------- Ишаяу из Горовича прибывает в Иерусалим, начало возвращения евреев в Иерусалим.

 

1663 г. ---------- Шабтай Цви прибывает в Иерусалим, что приводит к расколу еврейской общины.

 

1700 г. --------- Раввин Еуда А-Хасид прибывает в Иерусалим.

 

1721 г. -------- изгнание европейских евреев-ашкеназов из города.

1812 г. --------- возвращение ашкеназских евреев.

1819 г. ---------- еврейское население Иерусалима - 3000 человек.

 

1832 г. ----------- Ибраим Паша, правитель Египта завоевывает Иерусалим.

1839 г. ------- открытие Британского консульства в городе.

 

1841 г. -------- турецкая власть возвращается в Иерусалим.

1842 г. -------- заложена первая протестантская церковь на Ближнем Востоке - Англиканская Церковь Христа.

1854 г. ------------ постройка первой больницы на средства Э.Б. Ротшильда.

1866 г. ----------- постройка первой русской православной церкви на Маслиничной Горе - Вознесенской.

1888 г. --------- визит царя Российской Империи Александра ווו в Иерусалим.

1888 г. ---------- к 900 летию крещения Руси освящена русская Православная церковь Марии Магдалины на Маслиничной Горе.

1880 - 1900 гг. - большинство населения Иерусалима евреи: 17000 из 31000.

1883 г. - археологическая сенсация - генерал Чарльз Гордон нашел гробницу, принятую впоследствии за истинную гробницу Иисуса.

1892 г. -------- завершена постройка железнодорожной линии в Иерусалим.

1898 г. ----------  исторический визит кайзера Германии Вильгельма וו в Иерусалим и встреча с идеологом сионизма Т. Герцлем.

 

1910 г. ------ еврейское население Иерусалима составляет 40000 человек из 65000.

1914-1917 гг. ------- ו Мировая Война: голод и лишения в Иерусалиме.

10.12.1917г. ------ Капитуляция Иерусалима Британской Армии.

1918 г ------ военный комендант Иерусалима Рональд Сторс выпускает указ, запрещающий снос зданий, имеющих историческую ценность. Новый муниципальный закон, действующий и поныне, предписывает облицовывать все городские здания иерусалимским камнем.

18.06.1918 г. -------- входит в строй водопровод, подающий воду жителям города из бассейнов Соломона.

1920 г. -------- начало гражданского управления городом.

1.04.1925 г. ----------- открытие Еврейского университета Иерусалима.

1927 г. ------------- мощное землетрясение в Иерусалиме, повреждена Церковь Гроба, церковт Августа Виктория на Маслиничной Горе, мечеть Аль-Акса и пр.

1931г. ------- 51000 евреев при населении 90000.

1946 г. -------- 99004 еврея при населении 164004.

22.07.1947 г. ---------- взрыв в гостинице Кинг Дэвид, управлении Британского мандата, организованный активистами еврейского сопротивления. 90 человек погибло.

 

(продолжение следует...)

 

 

Write a comment

Comments: 0