Музей "Доброго самаритянина".

 Музей находится на шоссе 90, ведущем из Иорданской долины и района Мертвого моря в Иерусалим.


Немного севернее отсюда проходит древний путь, по которому евреи со всех уголков земли Израиля приходили в Иерусалим во время праздников. Этот путь существует со времен царя Соломона. А нынешняя дорога проходит по маршруту более "молодой", древнеримской и византийской.
Вся эта местность от города Маале Адумим и до музея называется Мишор Адумим, что означает Красная равнина. И в этимологии названия близлежащих населенных пунктов лежит тоже слово Адумим - красный. И даже крестоносцы, построив крепость на другой стороне дороги, назвали ее тоже красной - Кастелла Росса. Почва здесь имеет красноватый оттенок - результат самовозгорания битумов. А по версии св. Иеронима - это кровь, пролитая на этом месте. Местность с византийских времен отождествляется с притчей Иисуса, записанной в Евангелии от Луки,10:25-37. И действительно, согласно притче, история происходила по дороге из Иерихона в Иерусалим.
"... Сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же."
Левит и священник были представителями религиозного истеблишмента того времени. Они первыми должны были выполнить долг  любви и сострадания ближнему. Но очерствевшие и высокомерные, они считали недостойным снисходить с высоты своего положения, чтобы помочь попавшему в беду. Иисус расказывает притчу, по словам евангелиста, то есть иллюстрацию какой-то духовной истины, урока, который он хочет преподать своим слушателям. Это значит, что это событие не обязательно произошло на самом деле. Но, тем не менее, оно, скорее всего, являлось характерным для того времени, так как не вызывало протеста слушающих и никто не изобличал рассказ Иисуса как нереальный. Самаряне, в глазах иудеев, да и самого рассказчика, выгдядели своего рода еретиками или как сегодня скажут - сектантами, людьми далекими от истинного и правильного соблюдения религиозных заповедей. Характерно, что в разговоре с самарянской женщиной, записанном в Евангелии от Иоанна 4:19-22, Иисус в ответ на ее вопрос, где находится истинное место поклонения Всевышнему, говорит:
"... поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев."
Самаряне со времен периода Первого Иерусалимского храма и, в особенности после его разрушения перенесли центр поклонения Богу Израиля на, упомянутую еще пророком Моисеем, гору Гризим. Там находится самарянский религиозный центр и до наших дней. 

 А на территории древнего постоялого двора или просто арабского жилого дома сегодня открыт интересный музей.
Музей экспонирует главным образом мозаики и другие артефакты, найденные на территории Иудеи,Самарии и Газы. Идея, вдохновившая создание музея и выбор мозаик, в притче о добром самарянине, милость и участие которого, по отношению к попавшему в беду, преодолевает религиозные и национальные барьеры.
Поэтому в музее представлены мозаики, обнаруженные как в иудейских и самарянских синагогах, так и в церквях.
Самаритяне и иудеи разделились на две независимые общности после разрушения Первого Иерусалимского храма, они остались, однако, родственными народами с близкими идеями, которые они черпали из общего источника - Библии. Христианство, возникнув в конце периода Второго храма, а во время Византийского периода превратившись в господствующую религию империи дистанциировало себя от собственных иудейских корней и постепенно превратилось в отдельную религию. Поэтому самарянские и иудейские мозаики имеют определенную схожесть, в то время как христианские сильно и принципиально от них отличаются. И главное принципиальное отличие - это отсутствие антропомофных ( человеческих) и флоральных мотивов на иудейских и самарянских мозаиках... Хотя и у этого главного принципа есть исключения, так как взаимовлияние культур происходило и прямо и подспудно, несмотря ни на что.
Искусство мозаичного орнамента возникло в Греции в четвертом столетии до н.э. Оно достигло пределов земли Израиля в течение Эллинистического периода и достигло расцвета во время периодов Второго Иерусалимского храма и Римского. Сфера этого искусства постепенно охватила архитектурные традиции этого периода и превратилась в главный декоративный элемент синагог, церквей, публичных зданий, частных вилл и банных комплексов на территории обширной Римской империи с четвертого по седьмое столетия н.э. Красивые мозаичные полы изготовлялись не только для богатых, они также обнаружены в большом разнообразии в городах, деревнях и даже в отдаленных местностях.
Производство мозаики требовало высокого уровня мастерства, организованных коллективных  усилий, знания определенной техники и больших человеческих ресурсов. В изготовление мозаик были вовлечены строители, резчики по камню, производившие тессеры (составные мозаики), художники. Подготовка фундамента пола включала в себя несколько этапов. Последняя фаза представляла собой укладку тессеров на сделанный предварительно на штукатурке рисунок. Изготовление тессеров было трудоемким и тяжелым процессом, покрытие полов среднего размера церкви мозаикой требовало около миллиона тессеров.
Различные мозаики, представленные в музее, были перенесены из различных районов страны с целью сохранения от разрушения. Они сохраняются в натуральных материалах - песке, известняке, как в древности и, даже в современных, таких как эпоксидная смола. В дополнение к оригинальным мозаикам, представлены три реплики из синагог в Сусите, Газе и Иерихоне.
Задача по сохранению мозаик была возложена на группу экспертов под руководством главы отдела мозаик Управления древностей Израиля Халеба Абу Диаба и Габи Баная, директора музея...
Добро пожаловать в музей!