Хайфа

История Хайфы

гора Кармиэль
гора Кармиэль

"Прекрасный город простирался вдоль синеющего морского побережья", -  пишет,  увидевший Хайфу с борта заходящего в её порт корабля,Теодор Герцль, - 

... глазам открылся вид большой и красивой гавани: просторной и самой безопасной на Средиземноморском побережье."

 

Город Хайфа был основан еще в римскую эпоху (3 в. н.э.), а в период формирования еврейской устной традиции, Талмуда, здесь уже существовало еврейское поселение.

Хотя древнее финикийское поселение существовало здесь на холме Тель Шикмона ещё  в 15 в. до н.э.

В период, когда римская империя управляла Палестиной, здесь существовало уже три поселения: выше указанная Шикмона, Кастра и Хайфа. 

 

О происхождении названия Хайфа идут горячие споры среди учёных и лингвистов. Многие названия древних городов на земле Израиля имеют корни в языках народов населявших её, в течении длительного времени.Название Хайфа может происходить от древнееврейского חוף יפה ("хоф яффэ"), означающее - "красивый берег".

И с таким эпитетом трудно не согласиться.

 

 Арабы мусульмане захватили страну в 7 веке и использовали еврейское название города.

 

А в период завоеваний земли Израиля крестоносцами (1100 г.), название города стали ассоциировать с иерусалимским первосвященником Каиафой, ответственным за суд над Иисусом.  Хотя это вероятно произошло от желания европейских христиан найти и увидеть как можно больше мест, связанных с Евангелием.

А на арамейском языке, который служил своеобразным международным языком Ближнего Востока в древности, חיפא  ("хэйфа") - означает берег.

И ещё одно возможное происхождение названия города связано с древнееврейским глаголом לחפות ("ЛехапОт"), что означает прикрывать, покрывать. Возможно смысл этого названия следует искать в том, что массив горы Кармель защищает город от ветров и порт топографически защищен на западе от штормов.

 

В период крестоносцев, на горе Кармель поселяются христианские отшельники, следующие по стопам пророка Илии, (אליהו - Элияу -"мой Бог Ягве").

Суть жизненной миссии Илии можно выразить его страстным обращением к Богу:

 

"Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять её."
(3-я Царств 19:10)

 

Известно, что этот знаменитый библейский ревнитель о Боге жил аскетической жизнью, носил рубище и, вероятно, был безбрачным.

 

Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин”.

(4 Цар.1:8).

 

На вершине горы Кармил (כרמל - Кармэль - "Божий виноградник"), Илия противостал служителям божества Ваала, ( 3 Цар. 17-18) и с тех пор эта гора  почитается последователями монтеистических религий, (иудаизма, христианства и ислама).

 

Западные христианские монахи, следуя за монахом Бертольдом,  в 12 веке создали орден почитателей Илии - орден кармелитов. Орден стал первым в истории, созданным не Европе, а на Святой Земле. 

Ещё в 1636 году, монахи ордена построили небольшой монастырь над пещерой, в которой по преданию, жил Илия.

Сегодняшний монастырь, который называется на латыни "Стела Марис"  ("Морская звезда") был перестроен после неоднократных разрушений мусульман, с 1836 г.

 Перед входом в монастырь находится монумент, посвящённый солдатам Наполеона, которые в 1799 г. были расквартированы в монастыре.

 

Возращаясь к истории Хайфы, в целом повторяющей историю всей страны, напомним, что крстоносцы были изгнаны окончательно династией правителей Египта  - мамелюками, в 13-м столетии.

А последние, в свою очередь, были покорены новой восходящей мусльманской империи - Османской Турцией, в 16 в.

Турецкая османская империя управляла Палестиной четыре столетия.

 

В середине 18 в. власть в Палестине была захвачена бедуинским арабским шейхом Даар Эль Омаром. Он страстномечтал приобрести больше автономии от Турецкой Османской империи. Всё-же на этой земле жили арабы с 7 столетия.

 А подводя итог рассказу о Хайфе, стоит упомянуть о том, что с 1880 г., город становится крупным портом, благодаря удобному местонахождению, на берегу залива, единственного на побережье страны.  Порт становится морскими воротами Палестины и, во время Британского мандата, важнейшим пунктом, через который транспортировалась ближневосточная нефть.

Бахайские сады

газоны сорта "Супер-альторо"
газоны сорта "Супер-альторо"

 22 мая 2001 года на склонах горы Кармель, в присутствии мэрии города Хайфа и других высокопоставленных лиц, представителей новой монотеистической религии бахаизма, известной также как бабизм, был торжественно открыт комплекс садов. 

 

 

 

 

тропа к гробнице Баба
тропа к гробнице Баба

Он стал впоследствии всемирно известным объектом религиозного и культурного паломничества миллионов людей - Бахайские сады.

В 2008 году комплекс был включён в список объектов всемирного культурного наследия организации ЮНЕСКО.

 

Проект этих уникальных террасных садов был создан канадским архитектором Фарибарзом Сахба, автором храма "Лотос" в Нью-Дели. Десять лет заняло строительство и разбивка садов.

 

Сады гармонично вплетены в ландшафт города и в его архитектуру. Ступенчатые террасы протянулись с вершины горы Кармель до нижней части города по длине около километра. Прекрасно вписываются в идею и 85 зданий исторического квартала города - квартала темплеров, построенных в 1875 г. 

Ширина террас варьируется от 60 до 400 м. Общее количество терррас - 19, а ступеней - 1350.

9 верхних террас
9 верхних террас

Верующие восходят к усыпальнице Баба и дальше на вершину горы.

Всем остальным не позволяется подниматься, они могут только спускаться по ступеням террас. Число 19, а также число 9 - священны в бахаизме. 9 террас ведут к усыпальнице, о которой будет идти речь впереди, а ещё 9 - ниже к подножию горы. 9 человек избираются в Высший духовный орган бахаистов - Всемирный Совет справедливости.

 

 

Стоимость этого проекта - 250 млн. долларов, но это не единственная составляющая вложений. Сад требует ухода, вне зависимости от первичного капиталовложения. И поэтому команда садовников, состоящая из 90 человек, часть из которых профессионалы, в то время как остальные - волонтёры, ежедневно проводят работы по уходу за садами.

у гробницы Баба
у гробницы Баба

С точки зрения ландшафтного дизайна, центральная часть сада выполнена в формальном стиле, характеризуемым строгими геометрическими линиями и симметрией.

Симметрия, по замыслу архитектора, должна передавать идею совершенства. Совершенство является целью и устремлением любой религии.

В садах насчитывается около 450 видов растений. Многие из них распространены на земле Израиля с древности и являются символичными и знаковыми растениями.

Всемирный дом справедливости - высший орган управления бахаев также входит в комплекс сооружений и архив, своебразная библиотека богословского наследия бахаизма.

Кроме того, здесь находится центр изучения священных текстов и международный центр обучения. 

Висячие сады, стекающие со склонов горы Кармиэля - прямое производное религиозной доктрины, всеобщей любви и гармонии.

сад суккулентов
сад суккулентов

История возникновения бахайской религии

центральные 19 террас, 1350 ступеней
центральные 19 террас, 1350 ступеней

Провозвестником этого учения, начавшегося в своём зародыше в рамках ислама, был Сеид Али-Мухаммад.

 

Он, 23 мая 1844 г., в Иране, провозгласил себя Вратами (Бааб -араб.), через которые войдёт в мир Избавитель (Махди).

 

Подобные идеи были присущи шиитскому исламу. Ожидание скрытого имама, своеобразного мессии, избавителя было органической частью духовной жизни мусульман-шиитов.

Несмотря на это, иранские власти арестовали и впоследствии, 9 июля 1850 г. казнили Бааба.

 

В течении с 1844 по 1863 годы около 20 тысяч последователей Бааба ( которого для облегчения произношения будем называть Бабом) были казнены.

 

 

финиковая пальма - символ Иудейского царства
финиковая пальма - символ Иудейского царства

 Среди последователей Баба находился Мирза Хусейн Али, выходец из аристократической семьи, родившийся 1817, в городе Нур. Он, в числе других бабистов, прошёл через пытки, потерю имущества и ссылки.

По свидетельству очевидцев, Мирза был щедрым и милостивым человеком, делившимся с бедными и жалевшим людей.

В 1852 году он уже был довольно известным деятелем в среде бабистов. Царская Россия предложила ему убежище, но Мирза доверился своей судьбе.

 

В 1863 году Мирза заявил о себе, как о том, на которого указывал его предшественник Баб - Изабавителем человечества, Бахауллой, что значит Свет Божий.

С этого момента исламские власти пересылают его с места на место. С одной стороны, они опасаясь растущего влияния и популярности Бахауллы, боятся его казнить. С другой стороны, духовенство не в состоянии принять его идеи, считая их ересью и богохульством.

 

Бахауллу пересылают в Багдад, оттуда в Константинополь, затем в Адрианополь, а последним местом высылки стал город Акко, отдалённая провинция Турецкой Османской империи.

 

Бахаулла прибыл в Акко в 1868 году и был помещён в тюрьму Акко. Постепенно условия его содержания были смягчены, тюремная администрация не была уверена

в том, как относиться к праведнику, которого многочисленные последователи величали шейхом, что означало высокое почтение. Надо отметить, что Бахаулла учил и проповедовал в русле ислама и мусульманам было трудно относиться к нему однозначно негативно.

 

Вскоре семья Бахауллы получила возможность поселиться за чертой Акко. К Бахаулле прибывали многочисленные паломники из Египта, Персии и других стран. Бахаулла жил в непосредственной близости от, тогда ещё небольшого поселения Хайфы и примыкавшей к ней горы Кармиэль. (В русской христианской традиции - Кармиил). И он не мог не знать о связи этой горы с библейским повествованием о пророке Илии.

 

Пророк Илия не только боролся с идолопоклонством во времена правления нечестивого израильского царя Ахава. Его миссия в дальнейших библейских повествованиях кристализовалась...

Пророк Малахия, говоря о наступлении Судного Дня, предсказывает, что Всевышний пошлёт к людям "Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного." (Мал.4:5).

Следовательно, в сознании израильтян прочно закрепилось убеждение, что пришествие Мессии-Избавителя предвозвестит возвращение на землю Илии.

 

Новый Завет прочно опирался на библейские пророчества о приходе Мессии. И поэтому, во времена Иисуса, люди ожидали, что Илия прийдёт и укажет им на Избавителя, чтобы ни у кого не оставалось сомнений.

Учеников Иисуса мучил тот-же вопрос:

"И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели." (Мф.17:10-12)

Речь шла об Иоанне Крестителе, родственнике и предшественнике Иисуса, выступавшем с обличительной проповедью нравственного состояния народа и призывавшего совершать омовение, как знак покаяния и отвращения от греховной жизни.

 

Илия и Иоанн олицетворяли собой звенья цепочки преемственности  традиции, без которой любое религиозное новшество было-бы обречено.

Люди-бы не приняли Иисуса, не узнав в его Предтече Иоанне, Илию.

 

У пророка Мухамеда были те же мотивы и он оперировал теми же принципами, называя патриарха Авраама первым мусульманином.

 

Вот и  Бахаулла, умирая в 1892 году, завещает похоронить уже своего предтечу Баба, на горе Илии. И только в 1959 году его наказ смог осуществиться. Останки Баба были похоронены в построенном в 1953 г, по проекту канадского архитектора Уильяма Максвелла, мавзолее.

Принципы вероучения бахаистов.

Здание архива бахайского наследия
Здание архива бахайского наследия

Принципы вероучения Бахауллы, личности намного опережавшей своё время, сегодня могут показаться уже не оригинальными. Но нужно помнить в какой исторической обстановке и духовной среде они создавались, чтобы оценить масштаб религиозного и нравственного гения Бахауллы.

 

Бахаулла учил об общем источнике и неопровержимом единстве всех основных религий мира,  и хотя сегодня это и звучит банально, но для христиан, мусульман и иудеев того времени, такая идея была абсурдной и неприемлемой;

 

Бахаулла призывал к самостоятельному поиску истины каждым верующим во время, когда люди не смели решать малейших вопросов в жизни без благословения духовных иерархов;

 

К отказу от всех видов предрассудков, будь то расовых, религиозных, классовых и политических;

 

К признанию  факта того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием, проблемой и до наших дней ещё не преодолённой в умах людей;

 

Значимость и необходимость всеобщего образования;

 

Осуществление равноправия мужчины и женщины;

 

Устранение крайних форм бедности и богатства;

 

Установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности  и международной справедливости; известно, что Бахаулла обращался с посланиями к мировым лидерам, среди которых был русский царь, турецкий султан и другие монархи, с указанным выше призывом. Бахаулла, умерший непосредственно перед началом первой мировой войны, вполне вероятно предвидел неминуемые события последующих разрушительных войн 20-го столетия. Он фактически призывал к созданию такой организации, которая впоследствии и стала реальной международной стабилизирующей силой, известной как Лига Наций, впоследствии - ООН;

 

Бахаулла также призывал к отказу от азартных игр, алкоголя и наркотиков, воздержания от фанатизма и даже к созданию всеобщего международного языка общения.

 

Идеи иранского мессии и до сих пор находят отголосок в душах людей, последователей религии бахаев насчитывается в мире около 5 миллионов и их количество продолжает расти. А выражением религиозных устремлений бахаистов и памятником их идеям, несомненно является одно из современных чудес света - Бахайские сады в земле Израиля...

мы с охранником садов
мы с охранником садов

Write a comment

Comments: 0