Национальный парк Эйн-Геди

Сегодня мы направляемся в Эйн Геди.

Дорога, по которой мы едем, нам знакома. Это дорога номер 1, по которой мы уже не раз проезжали, и даже добирались до Мертвого Моря. Поэтому, не затрачивая времени, на досужий рассказ о пейзаже перейдем сразу к предмету нашего сегодняшнего интереса. Совершим, так сказать, виртуальный прыжок к месту назначения и начнем знакомство с местом, которое без преувеличения можно назвать Жемчужиной Мертвого Моря.

 

На самом берегу Мертвого моря, посреди величественной желтой пустыни, зеленеет оазис Эйн-Геди (ивритск. "эйн" - источник, "геди" - козленок) - один из красивейших на Ближнем Востоке. Расположен он на террасе высотой 100 м над уровнем моря.  Прохладная и приятная на вкус вода источника собирается в просторном и глубоком водоеме, окруженном густой зеленью. Оазис Эйн Геди входит в заповедник, включающий в себя несколько речек, самые большие из которых – Нахаль Аругот, Хевер и Нахаль Давид. Последняя названа в память о том, что здесь будущий Царь Израиля Давид прятался от царя Саула, которому донесли, что Давид намеревается убить его, чтобы завладеть троном, согласно пророчествам. Царь Саул даже возглавил отряд, пришедший в Эйн Геди на поиски Давида, который прятался в пещере. Поиски не принесли результата, и дав своим воинам возможность оправиться перед обратной дорогой, сам Саул зашел в одну из темных пещер. Именно в ту, где и сидел юный Давид. И пока царь справлял свою естественную нужду, Давид подкрался сзади и острым ножом срезал край его плаща. Саул вышел наружу, построил отряд и в этот момент Давид, стоя в проеме пещеры, окликнул его:

«Не меня ли ты ищешь, Саул? Тебе говорят, что я хочу убить тебя? Я мог бы сделать это так же легко, как только что обрезал край твоего плаща!»(1Цар.24)

 

Дальнейшие их взаимоотношений - это уже совсем другая история, а мы возвращаемся к теме Эйн Геди.

 

Летописцы неоднократно упоминают богатые пастбища Эйн-Геди, на которых кормились тысячи овец и коз. Более тысячи дунамов (1 дунам = 1000 кв. м) земли было занято под сельскохозяйственные культуры - частично в долинах, частично на горных террасах. Ученых и по сей день, поражает система водоснабжения в древнем Эйн-Геди. Искусственные водоемы свидетельствуют о совершенной технике хранения и распределения воды. В изобилии росли тут и плодовые деревья: смоковницы, финиковые пальмы. По всей стране славился виноград Эйн-Геди, изюм, инжир, вина. В долинах Эйн-Геди выращивали хлебные злаки и ценные благовония: бальзам, мирру, кипрей. Особенно славился местный бальзам для воскурений и притираний. Римляне даровали Ироду Великому исключительное право разведения бальзамовых деревьев, доходы от которых существенно пополняли его казну.

 

Богатыми урожаями окрестности Эйн-Геди были обязаны не только обилию воды и солнца, но и тому, что местные земледельцы, как правило, не участвовали в войнах и межплеменных столкновениях.

Первое сельскохозяйственное поселение в Эйн Геди, ученые относят к седьмому веку д.н.э. связывая его с разорением северного царства Израиль.
В тот момент в район Иудеи подалась масса беженцев, и селились они частью рядом с большими городами, как Иерусалим, а частью в труднодоступных местах как Эйн Геди.
Поселение было разрушено Навуходоносором в 6 веке д.н.э и воссоздано заново во время возвращения из Вавилонского изгнания примерно 70 лет спустя.
Дальнейшая история Эйн Геди была более длинной, начавшаяся с приходом эллинистического периода в наши края и закончившаяся с приходом ислама.

В
 VI в. Эйн-Геди приходит в упадок. При мусульманах в этих местах поселились бедуины, которые всегда опустошали земли.

Во времена британского мандата Иудейская пустыня и Эйн-Геди продолжали оставаться районом бедуинов, которые занимались скотоводством и примитивным земледелием, не считая ограбления путников.

После Войны за Независимость район Эйн-Геди оказался на территории государства Израиль, и Эйн-Геди открыл новую страницу своей истории. В январе 1953 года сюда пришла группа молодежи и основала киббуц Эйн-Геди.

 

Мы начинаем нашу экскурсию с сельскохозяйственной школы Эйн Геди, которую создала общественная организация Аганат аТева, совместно с кибуцом и инициатором создания таких школ Йоси Фельдманом. Подобных школ впоследствии было много, но эта – первая.

 

При входе нас встречает витрина, такое, знаете, «окно в историю», где выставлены различные предметы, найденные здесь в результате многочисленных раскопок.

Самая древняя находка – языческий храм. Мы еще увидим его в ходе нашей прогулки, а пока стоит сказать, что он относиться к периоду Халколита, т.е. примерно 5000 лет д.н.э.

Здесь же представлены и медные ритуальные предметы, статуэтки и пр. Найдены они в пещере Матмон (клад). По видимому, во время какого-то катаклизма, опасаясь пропажи священных предметов, жившие здесь люди спрятали их довольно далеко от того места, где они использовались. Для проведения ритуалов люди, по всей видимости, приходили сюда из самых дальних мест, но город здесь возник в период, когда уже были разделены Иудея и Израиль, Город был построен по нескольким причинам. Близость важной торговой дороги, уже в те времена известная лечебная особенность Мертвого моря, да и с точки зрения экономической его месторасположение было весьма выгодным.

При раскопках были найдены маленькие сосуды, периода Первого храма, явно предназначенные для хранения чего-то очень дорогого. Что это мы с вами узнаем позже.

 

После завоевания этих мест Вавилоном, новые хозяева увели с собой элиту народа, оставив здесь простой рабочий люд, и это тоже не случайно.

 

Персидский царь Кореш, завоевав Вавилон, разрешил евреям вернуться в Израиль. Этот период называется Шиват Цион. Одним из первых мест, которое заселили евреи после возвращения, был Эйн Геди. Это большое поселение, очень богатое, и даже после подавления восстания римляне приложили усилия, чтоб Эйн Геди процветал, так как видели в этом особый смысл.

 

Эйн Геди единственное место на Мертвом море, название которого известно точно и идентифицировано, благодаря арабам, которые испокон называли его Эн Джеди.

Жившие здесь люди быстро поняли ценность и важность воды и без нужды ее не тратили. Об этом говорят те водоводы, которые они построили тысячи лет назад, чтоб сохранить воду, как для быта, так и для сельского хозяйства. Об этом также говорят остатки террас, устроенные на склонах этих, казалось бы, безжизненных, гор. На этих террасах выращивали древние иудеи свою продукцию. Это стало возможным ввиду особого строения гор. Сверху они сложены из пород, пропускающих воду, а ниже лежит слой породы, через которую вода не проходит, а ищет выход наружу. Именно поэтому здесь такое количество источников.

Такая забота о воде говорит нам о том, что продукция, которую выращивали здесь наши предки очень дорого стоила.

 

Названия, которые получили здесь горы и ручьи связаны с рассказом из Танаха о бегстве Давида от Шауля. Поэтому самая высокая гора здесь названа именем отца Давида – Ишай, а сама река – именем царя Давида. Несколько гор несут в себе название Цруя, по имени женщины, сыновья которой были самыми верными помощниками и воинами царя Давида. Здесь есть Йогав, Авишай и т.д.

 

Гора, на которой находится источник, с которой, по сути, началась история Эйн Геди, на которой найдены самые древние следы проживания здесь человека называется Тель Горен. Название чисто административное, от арабского Джорен. Мы поднимаемся наверх, к источнику, чтобы недалеко от него посетить языческий храм.

 

Заповедник

По территории заповедника проложены тропинки для туристов, гуляя по которым Вы сможете в полной мере оценить поразительную красоту здешней природы. Вы увидите горы и глубокие ущелья, прогуляетесь вдоль ручьёв, берега которых покрывает буйная растительность. Самые крупные из них называются Нахаль-Аругот, Хевер и Нахаль-Давид. Кстати, последний был назван так потому, что в этих местах, юный Давид скрывался от преследовавшего его царя Саула. На своём протяжении Нахаль-Давид несколько раз низвергается изумительными по красоте водопадами, один из которых носит имя героини "Песни Песней" Шуламит (Суламифь). Вы сможете окунуться в прозрачные воды природных бассейнов и заглянуть в полумрак пещер. В сезон дождей, однако, эта идиллия внезапно заканчивается. Маленькие, безобидные ручьи в мгновение ока могут превратиться в стремительные, мощные потоки, безжалостно сметающие всё на своём пути. Поэтому, в сезон дождей заповедник часто закрывают для посещения. В остальное же время ничто не помешает Вам получать удовольствие. Вы увидите здесь животных, которые привыкли к людям и не спешат прятаться. Здесь живут горные козлы, газели, дикие кабаны и волки, афганские лисы и полосатые гиены и ещё любопытное существо, похожее на сурка, которое, тем не менее не имеет с ним ничего общего, а является близким родственником слона. Это даман. Здесь их много, и Вы наверняка с ними встретитесь. Здесь произрастает больше 1000 видов растений. Это и разные виды акации, и водолюбивые тростники, в т.ч. папирус, и олеандр, и тамариск, и многие, многие другие. Некоторые из растений упоминаются в Библии, например бальзамовое дерево, из которого делали знаменитые в то время благовония, или дерево унаби. Шипы, покрывающие его ветви называют христовыми иглами, и предполагается, что именно из его ветвей был сплетён терновый венец для Христа. Вы, наверное, захотите побывать в киббуцном ботаническом саду и в парке кактусов. И не сомневайтесь, куда бы Вы ни пришли - Вам везде будут рады.

 

И вот мы стоим у развалин языческого храма. Языческого, потому, что возраст этого сооружения примерно 4-5 тыс. лет д.н.э. Время, когда до монотеизма было еще ой как далеко. А храма, потому, что строение явно не бытового характера. Вся его конструкция говорит о том, что оно ну никак не подходит для жилья. Зато все необходимые атрибуты для проведения обрядов здесь присутствуют. Дуальный вход со скамьями по бокам, видимо, предназначенный для ожидания разрешения войти, большая зала со скамьями по всему периметру, выложенным правильным кругом ритуальным местом и по прямой линии от него отверстием в земле над самым полом, по всей видимости, для стока воды после или вовремя проведения ритуала. Комната была предназначена для простых людей, потому, что рядом с ней находиться комната для «элиты». Здесь уже есть скамьи, устроенные в четыре ряда, две по бокам во всю длину комнаты, и две в центре, так что сидевшие располагались спинами друг к другу. У дальней стены ритуальное место, полукруглое, и в центре его, удивительным образом сохранившийся камень, величиной с баскетбольный мяч, чуть приплюснутый сверху и снизу. В храм есть еще два входа, или выхода (что более вероятно, так как прошедшие обряд, и получившие некий другой статус люди, скажем, очищенных, вполне вероятно выходили из храма так, чтоб не смешиваться с теми, кто еще не прошел обряда. Но это мое собственное предположение.) По всем признакам этот храм относится к периоду культуры Расула, которая берет свое начало на территории нынешней Иордании, от места под названием Тулила Расул, где тулила – холм, а Расул – посланник (араб.) Период этот отличался высокой культурой, искусством и развитой торговлей.

 

Недалеко от Храма, ниже по склону мы видим большую круглую яму, с выложенными камнем краями, а рядом развалины сторожевой башни со времен Судей или Иудейских царей. Яма – место, где производили известь, необходимую для строительства и бытовых нужд. Собирали камень известняк, сжигали его, в полученную массу добавляли воду, и после выхода дыма, получали известь. Это говорит нам о том, что жившие здесь люди серьезно занимались строительством.

Сторожевая башня стоит здесь потому, что так охранялась дорога, ведущая из Эйн Геди в Бейт Лехем через деревню Ткоа. Остатки этой дороги легко угадываются на склоне горы, так как по краям она была выложена большими валунами, так и оставшимися на своем месте. Эта дорога называется Маале ха-циц. Откуда нам известно название дороги? В древних источниках есть рассказ о том, как однажды Царю Иошафату (Иосафат) доложили, что на берегу моря, у Эйн Геди собрались Моавитяне и Аммонитяне. Царь испугался, что готовится нападение и обратился за советом к Пророку Ехезкелю. (Иезекиль)

"И сказал он: Внемлите, все Йеудеи, и жители Йерушалаима, и царь Йеошафат! Так говорит Г-сподь с вами: Вы не бойтесь и не страшитесь сего великого множества рати, ибо не ваша это война, а Б-жья. (16) Завтра спуститесь на них; вот, они поднимутся на возвышенность Циц, и вы обнаружите их в конце долины, пред пустынею Йеруэйль. (17) Не вам сражаться здесь – встаньте, стойте и смотрите на помощь Г-сподню вам, Йеуда и Йерушалаим! Не бойтесь и не страшитесь. Завтра выступите им навстречу, и Г-сподь будет с вами. (18) И преклонился Йеошафат лицем до земли, и все Йеудеи и жители Йерушалаима пали пред Господом, чтобы поклониться Г-споду. (19) И встали лейвиты из сынов Кеатровых и из сынов Кораховых восхвалять Г-спода, Б-га Йисраэйля, голосом крайне сильным. (20) И встали они рано утром, и выступили в пустыню Тэкоа. И когда они выступили, встал Йеошафат и сказал: Послушайте меня, Йеудеи и жители Йерушалаима! Верьте Г-споду, Б-гу вашему, – и будете надежными, верьте пророкам Его, и вы преуспеете. (21) И совещался он с народом, и поставил певцов Г-споду, что восхваляли в благолепии святом, выступая перед авангардом и говоря: "Славьте Г-спода, ибо вовек милость Его!" (22) И в то время, (как) они начали петь и славословить, Г-сподь поставил засаду (возбудил распри между) против сынов Аммона, Моава и (жителей) горы Сэйир, пришедших на Йеудею, и они были поражены. (23) И восстали сыны Аммона и Моава на обитателей горы Сэйир, избивая и истребляя, а когда покончили с жителями Сэйира, помогали друг другу (во взаимном) истреблении. (24) А Йеудеи пришли на взгорье то в пустыне, и взглянули на ту рать и вот – трупы лежат на земле, и нет уцелевшего."

 

А теперь наша дорога вниз, под уклон. Мы направляемся к месту, которое поможет нам приоткрыть завесу тайны над вопросом – Что же такое ценное производили в Эйн Геди, что держалось в строжайшем секрете?

 

Летописцы неоднократно упоминают богатые пастбища Эйн-Геди, на которых кормились тысячи овец и коз. Более тысячи дунамов (1 Дунам = 1000 кв. м) земли было занято под сельскохозяйственные культуры - частично в долинах, частично на горных террасах. Ученых и по сей день, поражает система водоснабжения в древнем Эйн-Геди. Искусственные водоемы свидетельствуют о весьма совершенной технике хранения и распределения воды. В изобилии росли тут и плодовые деревья: смоковницы, финиковые пальмы. О финиках, которые выращивались здесь, написано в одном из найденных документов, что выложенные в ряд четыре финика имели длину от пальцев до локтя. Если даже это и преувеличение, но оно указывает на желание показать и рассказать другим о чем-то особенном. По всей стране славился виноград Эйн-Геди, изюм, инжир, финики, вина. В долинах Эйн-Геди выращивали хлебные злаки и ценные благовония. Но главное, чем славился Эйн Геди – это благовонный бальзам, который производился здесь в строжайшей тайне. Да и было что скрывать. Стоимость продукта была невероятно высока. "Цена литры бальзама - две литры серебра", - сказано в древних торговых договорах.

 

Производили его, по всем признакам из смолы дерева Афарсемон, которое еще называют Бальзамовое дерево.

 

Об этом замечательном продукте сохранилось немало легенд, или сказок, а может и вполне правдивых рассказов. Вот несколько из них на ваш суд.

- Девушки из Иерусалима брали зоб (зефек), курицы, наполняли его духами из афарсемона, и, завидев группу парней, клали этот мешочек под пятку. При приближении к парням, с целью обратить на себя внимание, девушка слегка надавливала на мешочек, и оттуда выделялся запах духов, который буквально сводил парней с ума, как написано в рукописях, наподобие змеиного яда. Можно только догадываться, зачем девушкам это нужно было, но эффект, по всей видимости, был потрясающим.

 

Вот еще рассказ.

- В Содоме были богатые люди, которые прятали свое богатство в укромном месте. Преступники давали им на хранение бальзам афарсемон, и так как он был очень дорогой, естественно, что его прятали. А ночью приходили, и как собаки, вынюхивали, где лежит афарсемон, взламывали в том месте и забирали афарсемон вместе с остальным содержимым "сейфа".

 

И вот мы у цели. Эта постройка называется Мецад Аругот (Крепость Аругот). Массивное, прочное здание, действительно похожее на небольшую крепость. Но здесь нет дороги, которую надо охранять, это не граница деревни. Зачем же посреди сельскохозяйственной террасы такая постройка. До серьезных раскопок некоторые ученые предполагали, что для хранения ветвей афарсемона. Каково же было их удивление, когда внутри крепости были найдены соединенные между собой ванны (явно производственного характера), а вход во внутреннее помещение оказался "с секретом", так что только находившиеся внутри люди могли привести в движение огромный камень, который называется голаль, и который закрывал "вход в Тайну!". Да, да, перед нами крепость, скрывавшая завод по производству благовоний из афарсемона! Ничего похожего не найдено ни в одном другом месте в мире! Урожай афарсемона собирали 3 раза в году. Стебли и листья помещали в специальную ванну с маслом (первая, внешняя ванна), оттуда тяжелые, пропитавшиеся маслом листья и стебли попадали во вторую ванну (внутри, в комнате, куда допускались только "посвященные в "Тайну"). Именно здесь "варили" благовония! Без преувеличения можно сказать, что перед нами - мировой центр древнего мира по производству Бальзама! Кроме благовоний из афарсемона добывали также сок, с помощью надреза на стволе и сбора капель. Этот душистый сок ценился дороже золота, из него делали специальные мази на масляной основе.

 

Таким образом, можно предположить, что и сделал в свое время профессор Гиршфельд, что секрет, о котором упоминается во многих источниках, даже в мозаике синагоги, которую мы увидим позже – это секрет производства благовоний из афарсемона.

 

Напротив этого места, на склоне холма, на котором расположен кибуц, мы видим участок, расположенный в тени. На этом участке есть большая пещера, рядом с которой находиться камень, закрывающий вход. Это кладбище. Некрополь. Многие пещеры в этом районе использовались с этой целью.

 

Некоторое время тому назад на этом склоне ученый, работающий на Мертвом море и живущий в Эйн Геди, Эли Раз, увидел разбросанные доски. Вначале он подумал, что это повар кибуцной столовой выбрасывает ящики из под овощей и сделал ему замечание. Повар поклялся, что никогда такого не делал. Тогда спустились вниз и с удивлением увидели, что это остатки гробов, вымытые потоками воды. Выяснилось, что так иудеи хоронили своих соплеменников, в гробах, а не как теперь. Выяснилось также, что гробы сделаны из дерева Сикомора (Шикма.) И тут вспомнилось вот что:

Деревня Ткоа, уже упомянутая выше, лежит на полпути от Эйн Геди до Бейт Лехема. В этой деревне родился один из важнейших еврейских пророков – Амос. Известно, что его профессией было выбирать и надрезать плоды дерева Шикма. Эти плоды очень похожи на плоды инжира, но не поспевают, пока их не надрежешь. Но в Ткоа никогда не росла Шикма из-за природных условий, так как вырастить это дерево можно только в низменных районах. Оно хорошо растет на побережье Средиземного моря, но трудно поверить, что пророк Амос переходил через Хевронское нагорье на берег моря, только для того, чтоб отобрать и надрезать плоды. Но ведь где-то он это делал? Логично предположить, что здесь, где наши предки сумели, в этих суровых условиях, вырастить дерево Шикма. В подтверждение этому, впоследствии были найдены следы этого дерева и в районе Иерихона.

 

Есть еще интересная связь с этим кладбищем. Во время восстания Бар Кохбы в Эйн Геди были два человека, Йонатан бен Бааяв и Мусабала. Они были доверенными лицами Бар Кохбы. В одной из пещер найдено его письмо к ним, где сказано

-Если обнаружится человек из Ткоа, разрушить его дом».

Это говорит о том, что между Бар Кохбой и жителями Ткоа был серьезный конфликт, а также о том, что жители Ткоа могли легко убежать в Эйн Геди.

 

Большинство из погребенных были умершими в одно и тоже время и с проломленными или пробитыми черепами.. Это навело профессора Гершковича, в ту пору еще студента, на мысль, что найдено подтверждение одному из эпизодов, описанному Иосифом Флавием. Там говориться о том, что секта Сикариев, крайне правая, по нашим нынешним понятиям, во время восстания против римлян в нем не участвовала, а напротив, воевала со своими братьями, евреями. И описывает И.Флавий, как по дороге в Масаду сикарии внезапно напали на Эйн Геди, и застав врасплох его жителей, не успевших даже взяться за оружие, перебили их числом до 700 человек. Возраст скелетов совпадает, способ убийства тоже, место – Эйн Геди.

Так, что эта гипотеза вполне имеет право на существование.

 

Наша дорога – в синагогу.

Синагога, раскопанная совсем недавно, существовала без перерыва 8-9 столетий в римско-византийский период, и всегда была центром деревни. Она была и школой, и местом встречи старожилов деревни по вечерам, когда спадал дневной жар, и "гостиницей" для гостей деревни, и местом, где встречали шаббаты и праздники.

На очень красивом, хорошо сохранившемся мозаичном полу три изображения Меноры (кстати, найденную во время раскопок бронзовую Менору, а также клад с серебряными монетами можно увидеть в Иерусалимском музее Рокфеллера), и разнообразные хорошо сохранившиеся надписи. Их пять: список праотцов человечества от Адама до сыновей Ноя; месяцы еврейского календаря и знаки Зодиака, а также имена праотцов еврейского народа; присяга городу; текст - клятва городу, написанный по-арамейски; посвящение тем, кто финансировал мозаику и благословение их на арамейском языке.

 

Кроме благодарностей с перечислением имен жертвователей, есть надпись, прочитав которую невозможно остаться равнодушным. В вольном переводе надпись гласит следующее:

"Если кто раздор меж людьми вызывает,
Или ближнего в глазах иноверцев порочит,
Или что-либо у него похищает,
Или тайны города раскрывает иноверцам...
Тот, кто взором Своим объемлет землю,
Взыщет Он с такого человека
И с потомства его...
Истребит Он его с лица земли,
Народ же скажет:
Амен и амен! Села!"

Ученые полагают, что "тайны города", за разглашение которых Всевышний покарает, и есть секрет изготовления особого бальзама из афарсемона. Этот удивительный плод произрастал когда-то только в Эйн-Геди и, вероятно, в Иерихоне. В жарком климате при отсутствии дезодорантов духи ценились на вес золота, для производства благовоний из афарсемона использовались не только плоды, но и стебли и листья этого, неизвестного нам сегодня, растения, которое выращивали на сельскохозяйственных террасах. Воды было достаточно, источник Эйн-Геди находится на склоне горы и по искусственным каналам вода поступала на террасы, спускающиеся до самого подножья, где и располагалась деревня.

 

Потерпев поражение в Иудейской войне, евреи пытались уничтожить плантации бальзамовых деревьев, и римлянам пришлось сражаться буквально за каждое дерево. Но у новых хозяев не было опыта в выращивании этих деревьев, и они позволили евреям остаться в Эйн-Геди. Известно, что и после войны плантации приносили огромные доходы.

 

Деревня была брошена жителями около 620 года новой эры, когда жить в непосредственной близости от дороги стало небезопасно. Вместе с жителями уходит и тайна выращивания афарсемона. Сегодня афарсемоном называют хурму, так искусственно "оживили" старое слово, которому в сегодняшней действительности нашли новое применение.

 

Завершим мы наше сегодняшнее путешествие в уникальном ботаническом саду кибуца Эйн Геди. Но прежде короткий рассказ о той проблеме, которая возникла в прибрежных районах мертвого моря..

«Он вышел из киббуца Эйн-Геди в семь утра (дело было накануне Суккота). Эли Раз, известный геолог и эколог по прозвищу «Доктор Мертвое море» (Эли занимается исследованиями этого района с 1974 года) совершал свой обычный маршрут по побережью, привычно обходя опасные зоны провалов. И вдруг земля под ногами поползла, и он скатился вниз, увлекаемый ею. Когда последние комья земли ударили где-то рядом, Эли обнаружил себя на дне ямы девятиметровой глубины, с неработающим пелефоном: забыл зарядить, а батарейка за ночь села. Он боялся сделать лишнее движение, чтобы не потревожить зыбкие стены провала и не оказаться навечно погребенным в этой глубокой могиле. Оставалось одно - ждать. Его хватились только поздно вечером, по истечении 13 часов с той минуты, как он провалился под землю. Эли услышал, как его зовут по имени и подал голос. А дальше была развернута операция по извлечению его из ямы с помощью специального устройства, позволявшего опустить веревку точно в центр провала, чтобы не спровоцировать обвала его рыхлых стен.
- Я не только видел яму, я знал о ней, но, очевидно, границы ее расширились, скрываемые до поры до времени небольшим слоем почвы, - рассказывает Эли.
…Процесс образования провалов в прибрежной части Мертвого моря начался с конца 1980-х годов и идет все более интенсивно. Здесь насчитываются уже тысячи ям, диаметр самых крупных их них составляет 25 метров, а глубина достигает 15-20 метров (впрочем, глубина их из-за постоянных обвалов постоянно меняется). Теперь в прибрежной зоне есть места, куда - в силу опасности - закрыт доступ туристам».

 

Ну, а теперь ботанический сад, уникальное творение рук человеческих.

Здесь собраны свыше 800 образцов деревьев, кустарников и цветов со всего мира. В этом единственном в своем роде экзотическом ботаническом саду растут и библейские растения, такие, например, как мирра, из которой добывают ладан. Кроме того, благодаря уникальному микроклимату Эйн-Геди здесь растут и деревья саванн (баобабы), и деревья засушливых пустынь (камфорное дерево), и растения влажных тропиков. Представлены и растения земли Израиля: финиковая пальма, фруктовые деревья и произрастающее только в Иудейской пустыне "содомское яблоко". Рядом с ботаническим садом, в парке кактусов представлены 1000 образцов кактусов. Ботанический сад кибуца имеет особенность, которую не встретить в других ботанических садах, в нем не только гуляют, но и живут. Дома, в которых живут кибуцники, стоят прямо среди экзотических и роскошно растущих деревьев.

В 1956 году здесь, в Эйн-Геди, было всего одно дерево, - рассказывает Эли Раз.

- Голая земля, вода на вес золота. Сюда пришли семьдесят семей и сделали так, что уже к 1959 году в кибуце снимали по три урожая фиников, помидоров, дынь и арбузов. Этого показалось мало. Тут, прямо на камнях, создали ботанический сад, которому нет равного на всем Среднем Востоке.

 

В свое время "Эйн Геди" посетил М.С. Горбачев. Увидев достижения киббуцного хозяйства, воскликнул: "Ну вот, мы ведь у себя этого же добивались, просто не успели!"

Вот, а наши успели! Честь им и хвала и низкий поклон от всего Израиля, за их красивую и добрую работу. Они сделали невозможное в суровых условиях пустыни. А пустыня, это вам не шутка, это очень и очень серьезное дело.

Comments: 0