Армагеддон - ожившие образы из Апокалипсиса Иоанна.

История Мегидо.

holylandphotos.org Solomonic gate in Megiddo
holylandphotos.org Solomonic gate in Megiddo

На огромных территориях, разделяющих две великие цивилизации Ближнего Востока, Египта на юге и Месопотамии на севере, Мегидо, Армагеддон - это имя внушало благоговейный страх и вдохновляло поколения на протяжении тысячелетий. Сегодня, этот древний курган, который называют на Востоке - тель, стоит молчаливо, оставленный людьми, а его тайны продолжают манить и расказывать о битвах, победах и поражениях славного прошлого.

Тот, кто получал власть над этим городом, приобретал и возможность контроля над древним торговым путем, пролегающим здесь, через плодородную Изреельскую долину. Путь этот в определенные времена, назывался путем морским - Виа Марис. Дорога эта соединяла два древних речных государства, одно, раскинувшееся на берегах Нила и другое в Междуречье Тигра и Евфрата. Местонахождение Меггидо на этом пути, превратило город в преуспевающий центр торговли, где караваны, прибывающие из обоих государств, совершали остановку. Здесь торговцы могли обменять свои товары на кипящих жизнью рынках города.

Центральная роль этого города в древности была подтверждена археологическими исследованиями новейших времен. Ученые обнаружили на 25 кв.км территории, занимаемой древним телем, слои и артефакты существования 25-ти городов, представляющих практически каждый период древней истории.

Впервые люди поселились на этом месте в шестом тысячелетии до н.э, в течение периода Неолита. Графитти с человеческими изображениями, начертанные на камнях, относящиеся к этому периоду, вполне могли быть работой первых обитателей города. Возможно эти рисунки имели религиозное и магическое значение для людей того периода. В четвертом тысячелетии до н.э, с началом периода Халколита, обитатели Мегидо постепенно консолидируются политически и этнически.  Позднее, с наступлением бронзового века ( приблизительно 3300 г. до н.э.), один из самых ранних известных храмов был сооружен в городе.  Глиняные  черепки с цилиндрическими печатями, обнаруженные при раскопках, свидетельствуют о торговых связях города с Сирией, Месопотамией и Египтом. Середина третьего тысячелетия была периодом начала интенсивного строительства поселения. В этот период была возведена массивная стена, возможно выполнявшая функцию опорной, она служила одним из важнейших сооружений города того времени. Таким-же известным является и алтарь, полуторометровое в диаметре, каменное сооружение, служившее, по видимому, религиозным жертвенником. В последующие столетия, по меньшей мере еще три храма были построены на "священной" территории с алтарем. Приблизительно в 2000-м году до н.э. город был оставлен на последующие двести лет. Причиной было возможное ухудшение климатических условий. Однако начало среднего бронзового века было важной вехой в истории Мегидо. Он становится укрепленным и сильным городом-государством и этот статус он сохранит до конца бронзового века, 1200 года до н.э. Это время характеризуется сильным экономическим и политическим влиянием Египта над ханаанскими народами, населявшими тогда землю Израиля. Важным фактором этого влияния был контроль над Мегидо. Город был огражден массивными стенами - явный признак процветания и богатства города, больших человеческих ресурсов и четкой организации. Стены были сооружены из грязевых кирпичей на массивном каменном фундаменте и поддерживались гласисом, наклонной стеной. Первым письменным свидетельством о Мегидо является одно из ранних зафиксированнных в письменности сражений, относящееся к позднему бронзовому веку. Это детальный отчет фараона Тутмоса 3-го о военной кампании, в течение которой он возвратил утерянный контроль над ханаанскими территориями. Наиболее трудными препятствием для войск фараона стал народ Митанни, который пришел из района северной Сирии. Детали сражения изображены и описаны в храме Амуну, в Карнаке, на территории Верхнего Египта. Повествование описывает диспут, возникший между фараоном и его военачальниками о том, какой дорогой воспользоваться войскам.  Военачальники предпочитали окольную, но более безопасную дорогу, в то время как фараон настаивал на необходимости идти более коротким, хотя и опасным путем. Воля фараона преодолела и его войска внезапным броском обескуражили врага, ожидавшего их на другом пути. Войска фараона бросились на грабеж близлежащих деревень и это позволило защитникам Мегидо подготовиться к осаде. Поэтому осада города продлилась дольше ожидаемого и лишь через пять месяцев египтяне смогли прорвать оборону городу.

Во время позднего бронзового века Мегидо становится культурным и политическим центром всего региона. Восемь писем, упоминающих Мегидо, были обнаружены в архивах Эль-Амарны, относимых обычно к периоду 14 века до н.э. Письма были написаны клинописью. Шесть из них были написаны правителем Мегидо, Бридией фараону Аменхотепу 4-му с просьбой о защите города от нападений царя Сихема (Шхема).

Археологи обнаружили, что город позднего бронзового века сгорел от пожара. Установление виновников пожара жарко дискутируется в научных кругах, но в последнее время количество вероятных кандидатов сузилось до двух народов: израильтян или филистимлян.

Первое упоминание о Мегидо в библейских источниках находится в книге Иисуса Навина 12:21, в списках царств, покоренных израильтянами во время завоевания земли обетованной. И книга Судей и книга Иисуса Навина сообщают, что хананеи продолжали жить в Мегидо  и после покорения города израильским племенем Манассии. ( 1 Пар. 7:29) Останки, обыкновенно асоциирующиеся с присутствием израильтян были обнаружены при раскопках. Прежде всего это типичный израильский дом: три комнаты и еще одна перпендикуляпная остальным. Еще одна деталь, характерная для израильского периода - глиняные кувшины с узкой горловиной были были найдены при раскопках. Период израильского царя Соломона, великого строителя, привлекает наибольшее внимание археологов, жаждущих найти следы его построек в Мегидо. Они идентифицировали некоторые строения, как относящиеся к периоду этого великого библейского царя, хотя сегодня многие из этих находок переоцениваются в ученых кругах. Тем не менее присутствие Соломона считается видимым во многих постройках, таких как, например протоионические капители и прекрасная обтеска камней. Кладка из тесаного камня, найденная в Мегидо, находит свои параллели в библейской книге  3-я Царств 7:9, поэтому датируется 10-м столетием до н.э. Строения были однако разрушены в конце этого столетия, по видимому во время военного похода фараона Шешонка (Шишак или Сусаким в русском переводе 3 Царств 11:40 ). Фрагменты массивной стеллы, изображающей фараона, были также обнаружены здесь археологами. Египетская хронология датирована очень пунктуально и поэтому взята учеными за образец. Обнаружение артефактов, связанных или указывающих на исторические личности, упомянутые в египетской хронологии, вооружили ученых материалом для точной датировки археологического слоя, где были найдены артефакты.

С окончанием данного периода Мегидо оставался важным административным центром, несмотря на то, что великолепный дворец Соломона отжил свой век и стал частью новой 3,6 м толщиной новой стены.

Соломон построил первый, вероятно в истории человечества, храм единому Богу. С самого его основания, Соломоно заложил универсальную идею этого храма, говоря в молитве к Всевышнему:

"Да же и иноплеменник... если он прийдёт ради имени Твоего... и будет молиться у храма сего... Т ы услышь с неба... и сделай всё о чём будет взыватьк тебе иноплеменник..." 

(2 Пар. 6:32)

Кроме того, из Библии известно, что Соломон построил или укрепил уже существующие города, на древнем тороговом морском пути ("Виа Марис"):

"... Чтобы построить храм Господень и дом свой и Милло, и стену Иерусалимскую, Гацор, и Мегиддо и Газер."

(3 Царств 9:15)

Учёные идентифицировали некоторые строения, как относящиеся к периоду этого великого библейского царя, хотя сегодня многие из этих находок переоцениваются в научных кругах. Тем не менее присутствие Соломона считается видимым во многих постройках, таких как, например протоионические капители и прекрасная обтеска камней. Кладка из тесаного камня, найденная в Мегидо, находит свои параллели в библейской книге 3 Царств 7:9 ( строительные методы царя Соломона):

"Всё это сделано было из дорогих камней, обтёсанных по размеру, обрезанных пилою, с внутренней и наружной стороны, от основания до выступов, и с наружной стороны до большого двора."

Поэтому учёные датируют строение 10-м столетием до н.э. Однако они были разрушены в конце этого столетия, по видимому во время военного похода фараона Шешонка (Шишак). Фрагменты массивной стеллы, изображающей фараона, были также обнаружены здесь археологами. Египетская хронология датирована очень пунктуально и поэтому взята учеными за образец. Обнаружение артефактов, связанных или указывающих на исторические личности, упомянутые в египетской хронологии, вооружают ученых материалом для точной датировки археологического слоя, где были найдены артефакты.

С окончанием данного периода Мегидо оставался важным административным центром, несмотря на то, что великолепный дворец Соломона отжил свой век и стал частью новой 3,6 м толщиной новой стены.

holylandphotos.org model of Megiddo
holylandphotos.org model of Megiddo

В 733-32 годах до н.э, Мегидо был разрушен в результате завоеваний ассирийского царя Тиглатпалассара 3-го. После 720-го года до н.э., вероятно во время правления Саргона 2-го, новый города был построен, который превратился в столицу Ассирийской провинции Магиду. В Вавилонский и Персидский период город пришел в упадок. В течении Римского периода небольшой гарризон находился поблизости, известный как Легио. Позже Наполеон в 1799 г., а в последствии и британский генерал Алленби в 1918 г. победили турецкии армии в битвах у этого городища. А в наше время, сельскохозяйственная коммунна с одноименным названием - кибуц Мегидо, была образована в 1949 г. к западу от городища.

И хотя город совершенно исчез с исторической сцены, его значение, как центра на перекрестке дорог и цивилизаций, власть над которым предоставляла возможность удерживать в подчинении империии, продолжает волновать умы ученых и теологов и в наши дни.

Раскопки в Мегидо.

holylandphotos.org Megiddo arial view
holylandphotos.org Megiddo arial view

 Книга книг - Библия послужила источником вдохновения для археологов, ученых и мечтателей, ринувшихся на раскопки этого городища. Мегидо упоминается одиннадцать раз в Ветхом Завете, в книге Иисуса Навина 12:21 рассказывается о завоевании города израильтянами, в 3-й книге Царств 9:15  о реконструкции города Соломоном, здесь погибли два иудейских царя, Охозия (Ахазия) от рук Ииуя (4 Царств 9:27) и Иосия в результате конфронтации с фараоном Нехао (Нехо) (2 Пар.35:22). Название города, в отличие от многих других исторических городов земли израильской, не сохранилось. Связь между арабским названием древнего городища - Тель ( что означает - курган) Мутеселлим ( правителей) и Мегидо, впервые была замечена одним из первых исследователей этой местности, Готлибом Шумахером. Интересно, что еще в 1322 году, еврейский путешественник Эстори Пархи, определил местонахождение библейского Мегидо близ местности Ладжун, недалеко от Тель Мутеселлим. Между 1903-5 годами, Шумахер прорыл двадцатиметровые траншеи через центр городища. Несмотря на то, что хронологические данные траншеи были утеряны, Шумахер сумел использовать начальные данные стратиграфических исследований для того чтобы идентифицировать Мегидо. Обнаружив остатки строений Среднего бронзового века, Шумахер доказал, что Мегидо занчительно древнее Леджуна. Он обнаружил различные строения, которые отнес к периоду царствования Соломона, а также  военные снаряды времен завоевания фараона Шешонка 1-го. Топограф по профессии, Шумахер оставил потомкам точный план местности и карту археологических находок.

1-я Мировая война положила внезапный конец исследованиям Шумахера. Позднее исследования были продолжены известным ученым-египтологом Чикагского института исследований Ближнего Востока, Джеймсом Х.Бристедом. Он ощущал непосредственную связь между  археологическими находками, сделанными в святой Земле и их духовным значением в Священном Писании. Его команда построила административные здания и даже теннисный корт, на территории которых сегодня рапологается небольшой музей и центр для посетителей. Они также построили узкоколейку, по которой небольшой поезд развозил посетителей по городищу. Бристеду не было известно, что постройки были возведены на местности, скрывающей значительную часть руин древнего Мегидо.

Другой ученый, Гай, глава археологической экспедиции 1927 г., исследовал городище методом, от которого сегодня археологи отказались, снятия слоев земли. Таким образом ученый уничтожил четыре археологических слоя. Гай также был одним из первых ученных, использовавших воздушную съемку местности. В период между 1960 и 1972 годами, Игаель Ядин, известный израильский исследователь, проводил здесь несколько археологических сезонов раскопок. Воодушевленный открытиями, сделанными в других городищах, связанных со строительством Соломона, он надеялся обнаружить ворота Соломоновского типа в Мегидо, подобные найденным раннее в Хацоре и в Гезере, периода железного века.

 

 

Экспедиция Ядина обнажила практически все участки городища, однако лихорадочная активность прежних исследователей  и не практичные методы раскопок, привели к определённым трудностям в интерпретации находок.  Всё-же, понимание исторической роли Мегидо является важным ключом и в пониманиии исторических событий земли Израиля, поэтомуТель-Авивский Институт Археологии  принял решение продолжить исследования в Мегидо.

Значение открытий, сделанных в Мегидо, проливает свет на исторический анализ Библии и продолжает волновать историков и широкую общественность.

Раскопки продолжаются и археологи несомненно привлекут  наше внимание очередным захватывающим открытием..

Армагеддон.

"И собрал их на место, называемое по еврейски Армагеддон". (Апокалипсис Иоанна 16:16)

Этот отрывок из Нового Завета связывет Мегидо, известный миллионам верующих по своему греческому названию Армагеддон, с местом, где произойдут последние апокалиптические события, последняя битва между силами света и тьмы.  Это название не встречается в других источниках и является искажённой формой названия города Мегидо и древнееврейского слова "ар", означающего гору. Почему ученик Иисуса Иоанн изображает Мегидо как арену последнего решающего сражения сил тьмы и света? Вероятно, представления о  Мегидо, как о городе, где происходили  знаменитые эпохальные сражения, город, у стен которого сходились древние троговые пути этой земли, навевали мечты о последней решающей битве, которая, по мысли автора, произойдёт в долине Армагеддонской... Соответственно со своим геополитическим и географическим местоположением, Мегидо играл ключевую роль в борьбе за контроль над всем регионом. Это прослеживается и в анналах египетского фараона Тутмоса ווו, написанных по окончании им захвата города в 1479 г. до н.э:

"И теперь цари городов их, приползли на чреве, целуя прах земной ради величия Фараона!" 

В период, описанный в библейской книге Судей, хананеи с их "колесницами железными" (И.Навина 17:18), были способны сохранять военное и политическое превосходство над израильскими племенами (коленами), заключив их заселение лишь регионом центрального горного массива страны.  А 900 колесниц военачальника Сисары не спасли его от армии Варака, под рукой  героини Деворы, победивших их на просторах  долины Изреельской. Книга Судей Израилевых (4:14), повествует:

 "И сказала Девора Вараку: встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои; Сам Господь пойдет пред тобою. И сошел Варак с горы Фавора, и за ним десять тысяч человек."

А позднее, у другого врага израилитян, филистимлян наступил их день.  Царь Израиля Саул был вынужден атаковать филистимлян с более высокой позиции на горе Гильбоа, где он и погиб  по окончании сражения. Царь иудеийский Иосия, погиб в 609 году до н.э.  в битве с египетским фараоном Нехо וו. Фараон пытался  добраться к Каркемишу, используя древний торговый путь.  И даже знаменитый  европейский завоеватель Наполеон, уже в период новой истории, в своей ближневосточной кампании 1799 года, пытаясь достигнуть древней земли Междуречья, проходил со своей армией вблизи Мегидо, в районе современного города Афула. Наполеон, преследовал турецкую армию в том же направлении, в котором, около 2800 лет назад, библейский герой Варак гнал армии Сисеры. И хотя истрёпанная армия Наполеона, вернулась назад во Францию, после поражения, её победа в сражении у горы Фавор, вошла в сокровищницу истории.

В 1918 году, британский генерал Алленби, продвинул свои войска к долине Армагеддонской.  Используя комбинацию внезапности и  целенаправленности, Алленби использовал опыт прошлых сражений в этой долине. Он знал, что  установив контроль над  дорогой, служившей древним торговым путём, он победит в войне. Его победа над турецкой армией в долине, гарантировал британской армии свободный проход на север, к Дамаску.

 "Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок — 
день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов. "
(Иоиль 2:1,2)

В этом апокалиптическом видении, пророк Иоиль предсказывает о битве, которая послужит последней войной этого века.

Со времени написания апостолом Иоанном своего видения будущего - Апокалипсиса, созданного во второй половине ו века н.э., и до наших дней, христианские богослова развивали мысль о том, что великая битва последних дней этого века произойдёт здесь, в долине Армагеддонской. Иоанн помещает последнее сражение между светом и тьмой на том же месте, где тысячелетия происходили сражения за гегемонию над Мегидо, а следовательно и над прилегающим к нему регионом.

Фортификационные сооружения.

Фортификационные сооружения в Мегидо проливают свет на два важных факта. Первый заключается в том, что население Мегидо обладало богатой материальной культурой и ему необходимо было защищать своё имущество. Второй вывод в том, что, вероятно, население гороода было способно мобилизовать рабочую силу для  городских работ. 

Древнейшее укреплённое сооружение в городе было, вероятно, построено ещё в период раннего Бронзового века (3300 - 2200 гг. до н.э.) Позднее, в пероид первой половины Среднего Бронзового века (1800 г. до н. э.) была построена наклонная крепостная стена (что было новшеством в оборонительных сооружениях города). Она продолжала служить жителям и после завоевания Мегидо египетским фараоном Тутмосом ווו. 

Очевидно в первой половине Железного века уже не было стены, окружающей маленький город того времени, а следующая крепостная стена, обнаруженная археологами, датируется уже более поздним периодом  Железного века, возможно וx в. до н.э.  Эту стену можно увидеть на модели Мегидо в музее при археологическом парке. 

Ворота периода Бронзового века.

Массивные ворота позднего Бронзового века являются типичными для того времени. На входе, по обе стороны, располагаются в ряд три комнаты. Проход шириной в три метра способен пропустить запряжённые колесницы. Строительные камни городских ворот были маленькими,  а их внешний слой состоял из обработанных камней. Между четвёртым и пятым слоем, видны останки обгоревших деревянных брёвен. Нижние ряды городских ворот были построены из базальта, на тот период, самого крепкого камня. Недавно, в результате раскопок, были обнаружены останки сооружений, возможно жилых домов, с внешней стороны ворот. Вероятно, ворота были частью крепости, которая защищала жителей города во время осады. После разрушени города в конце Бронзового века, вход, наверное был перенесён на другое место или был намеренно засыпан.

В результате  раскопок, большинство из найденных объектов было закрыто и, была начата постройка железнодорожной линии, для удобства посетителей. В 1992 г., сотрудники экспедиции Тель-Авивского университета в сотрудничестве с Управлением Национальных парков Израиля, открыли заграждающие вход к артефактам сооружения, завершили раскопки и открыли ворота. Сегодня посетители археологического парка имеют возможность своими глазами увидеть одну из, наилучшим образом сохранившихся, находок периода Бронзового века -  городские ворота. 

Останки более ранних ворот и стен xvווו в. до н.э., были обнаружены  к востоку от ворот позднего Бронзового века. Внутри ворот были обнаружены  ступени и, таким образом не могли быть использованы для проезда колесниц. Возможно ворота позднего Бронзового века были техническим новшеством, изобретённым во время появления колесниц. 

Соломоновы ворота.

Ворота периода Железного века, возможно,периода правления царя Соломона. В исторических кругах их окрестили "Соломоновыми" по причине их схожести с воротами, обнаруженными при расопках древних городов Хацора и Гезера. В Библии говорится о том, что эти города были построены царём Соломоном, великим строителем древности.  Строительные камни, использованные, на которых виднеется штамп резчиков по камню,  идентифицируется во многих других постройках эры знаменитого царя.

В последнее время идентификация этих ворот оспаривается многими учёными.  Существует мнение, что эти ворота были построены позднее периода Соломона, одним из царей северного царства Израиля. Более того, существует вероятность того, что три параллельные комнаты есть ни что иное, как фундамент ворот, стоявших на них.


Алтарь.

Святилище в Мегидо расположено в восточной части городища. Оно представляет из себя  круглое строение, напоминающее сцену и расположенное на определённой высоте по отношению к уровню городских улиц.Святилище служило религиозным центром для жителей города с древнейших времён. Первый храм в Мегидо был построен в первой половине раннего Бронзового века. Следующим новшеством было сооружение  круглого алтаря-жертвенника, 9 м в диаметре, с лестницей в семь ступеней, ведущей к нему. Находки большого колличества костей и останков животных подтвержают гипотезу о том, что это место служило для жертвоприношений. Руины массивной стены, около сорока метров длиной, были недавно обнаружены по периметру алтаря. Видимо и стена и алтарь были частью большого храма того периода. На вершине этого храма были найдены  по меньшей мере три мегарона ( длинная узкая  камера с открытым входом и двумя стенами  по сторонам.) Они датируются 2500 г. до н.э. Крыша этого строения поддерживалась двумя колоннами.  Около 2000 г. до н.э. алтарь был приподнят ещё выше, в связи с постройкой другого святилища, известного как храм-башня, из-за трех метровых стен  построенных вокруг него.  Позади этого храма находилась ниша, где была установлена скульптура местного божества.

 

Храм с памятником-камнем.

Комплекс строений, состоящий из многих отделений- камер находится в восточной части городища.  Он датируется периодом правления израильского царя Соломона. Он включает в себя прямоугольное святилище, внутри которого обнаруженны памятники-камни и подиум. Верующие заходили в помещение и оставляли свои приношения на каменном столе при входе. Археологи считают, что этот жертвенник служил для поклонения Богу Израиля. 

На последующей стадии истории,  этот алтарь был намеренно засыпан землёй, такой обычай был распростанённым в древности. Возможно из почтения к священному месту, жители города  здесь ничего не строили впоследствии. 

Тексты, написанные в xוv в. до н.э.  и найденные в Сирии, на городище древнего города Угарит, донесли до нас детальное описание пантеона богов древней ханаанской культуры. Ханаанские народы населяли землю, которую позднее завоевал израильский народ. Хананеи стояли у истоков человеческой цивилизации дав миру первый консонантный (без указания гласных на письме) алфавит, открыв человечеству морские пути и т.д. Вероятно самоназвание этих народов следует отнести к названию краски "хенна" или "хна", секрет изготовления которой, они бережно хранили. 

Главным божеством хананеев был бог "Эль"  и его женским антипод Ашират ( известная со страниц Библии как Астарта - Ашера, богиня счастья и удачи, связанная с культом плодородия). Эль почитался как правитель и глава всех второстепенных богов. Однако Эль часто противопоставлялся другим грозным богам, таким как, например, Вааль (Бааль - семитское слово, означающее господин, хозяин) , которого почитали как правителя Земли. Он также почитался богом грома и молнии.  Другим властителем подземного мира был бог Мот, а повелителем морских бездн был бог Ям (в переводе с древнеевр. - море). Некоторые статуэтки, представлявшие, по видимому некоторых из этих богов, были обнаружены при раскопках у алтаря. Некоторые из них датируются xvווו - xvוו вв. до н.э. и представляют собой образы богини Астарты (Ашеры на древневр.) Её имя часто упоминается на страницах Библии и борьба против её культа, который приобрёл особую популярность в среде израильских племён, было постоянным лейдмотивом библейских пророков. 

Пророк Осия, например, подчёркивает характер и природу  Бога Израилева, чуждую деспотичному богу Ваалю:

"И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать меня "муж мой" (возлюбленный мой), и не будешь более звать Меня: "Ваали" (господин мой)"

(Осия 2:16)

При раскопках периода конца среднего Бронзового века (1550 гг. до н.э.) статуэтки богини Астарты встречаются реже. По мнению историко это свидетельствует о деградации культа Астарты. Бог Вааль приобретает всё большую популярность у местных народов, даже в сравнении со своим предшественником, богом Эль. Вааля почитали как правителя земли, грома и молнии и поэтому у него просили дождя. Следовательно, его культ был существенно важным для земледельцев. И конечно для всего населения этого региона, сильно зависящего от количества осадков, выпадающих в сезон дождей. Поклонение Ваалю приобрело особую популярность и среди израильских племён, населявших эту землю. Израильтяне были народом бывших пастухов и кочевников, пришедшим из пустыни. Поэтому они находились под сильным впечатлением от материальной культуры хананеев ,превоходившей их собственную.  Израильтяне легко перенимали и религию местных народов.  Отголоском этого конфликта культур является знаменитое противостояние пророков Вааля с израильским пророком Илией (3 Царств 18), на горе Кармиил (Кармель). 

Нельзя наверняка утверждать каким именно богам поклонялись в Мегидо. Вероятно, на ранней стадии поклонения, была распространена практика жертвоприношений, служивших пищей для богов, особенно в праздничные дни. Эта практика была сопряжена с сельскохозяйственным циклом. Посвящение и культовые ритуалы проводились священниками, существовала и храмовая проституция. Сакральная проституция должна была привлечь плодородие на землю. Осуждение этого явления является характерной темой библейских пророков.  

 

Write a comment

Comments: 0