Избранное из книги "Сто тюремных размышлений"

Предисловие

Во время моего визита в Австралию, пришло неожиданное известие о том, что автомобиль моей невестки из Калифорнии попал в дорожную аварию и был совершенно разбит. Ее девятилетняя дочь тоже находилась в машине и пострадала. Когда я позвонил в Калифорнию, выяснить детали произошедшего, моя внучка в ответ на мои вопросы воскликнула: " А у меня хорошие новости! Мне подарили котёнка!" Затем последовало его детальное описание. 

Иисус говорил, что нужно уподобиться малым детям, для того чтобы как они, научиться отстранённо воспринимать события нашей жизни, даже трагические. Мы можем истекать кровью, быть травмированными, но всё же испытывать радость в малом, даже если нас будут считать не мудрыми и инфантильными. Именно это и происходило со мной в заключении.

Я провёл четырнадцать лет в застенках коммунистического режима (не так много по стандартам того времени: русский баптистский пастор Храпов пробыл в заключении двадцать семь лет, католик Паулатис тридцать четыре, православный монах Михаил Ершов сорок четыре). Нас избивали, пытали и морили голодом. Годами нас содержали в одиночном заключении, где мы не слышали даже шепота. 

У нас не было ни книг, ни бумаги и ручки, не говоря уже о Библии. Мы редко видели женщин и никогда - детей. Мы не различали цветов, нашим цветом был серый. Стены были серыми, наша форма была серой, даже наши лица были мрачно серыми. Вскоре мы напрочь забыли о существовании голубого, зелёного, красного и фиолетового цвета.  

В течении этих длинных серых месяцев, этих свинцовых лет, чем были заняты наши мысли? Конечно не коммунизмом и не нашими страданиями. Мы были как дети, не обращающие внимания на происходящее.

Шекспир написал в  Генрихе וv: "Мысль есть жизни раб". Гумманистическая философия также утверждает, что бытие определяет сознание. Это может быть справедливым для взрослых, но не для детей. Ребёнок, лежащий в госпитале после серьёзной автомобильной катастрофы, может думать о полученном подарке больше, чем о собственных страданиях. Мы чувствовали нечто подобное. Часто наши мысли были заняты вещами, совершенно не связанными с переносимой болью. Хотя трудно отрицать, что многое в тюрьме приносит страдания. Будут ли снова в похлёбке черви? Найдётся в нём хотя бы несколько бобов? Позволят ли нам сходить в туалет? Будут ли нас бить сегодня? Как мне запутать следователя, чтобы не предать других и не привести к их аресту? Освободят ли меня когда-нибудь? У нас были проблемы, но мы не позволяли им овладеть нами полностью. 

Вот например, не так давно, во время одного из собраний нашего комитета "Христианской Миссии в коммунистический мир", моя внучка сидела на полу, играя своими игрушками. Невольно услышав нашу безнадёжную беседу о состоянии миссии, оан спросила: "Дедушка, а что такое проблема? Где это слово встречается в Библии?" Я ответил: "Нигде." Удивлённая, она воскликнула: "Тогда почему вы, пастыри, так часто используете в своей речи слово, которого нет в Библии?"

Это произошло через много лет после моего освобождения из тюрьмы. Ну а когда мы были там, мы не жили проблемами. Пусть нас били, издевались и морили голодом. Этим себя забавляли себя наши истязатели. Но мы были свободны радоваться тайнам Божиим, вот чем были заняты мы.

Я думал о Библии, её словах, буквах, даже о пробелах между словами. Временами я видел эти формы более отчётливо, чем даже слова. В течение этих лет, единственным автором, которого я считал достойным упоминания, кроме Библии, был Шекспир.

Чарльз Диккенс однажды сказал, что его отец завещал ему читать каждый день одну страницу из Библии, чтобы познать Бога и одну страницу из произведений Шекспира, что познать человека. Так как я иудей и в принципе человек Востока,  я часто мыслю более образами, нежели понятиями. Со мной в тюремной камере невидимо витали образы великих характеров Библии, святых всех времён, это "облако свидетелей", как называл их Павел. Я также видел, как на подмостках театра, образы из произведений Шекспира.

С самого детства я обладал феноменальной памятью, которая при помощи упражнений, стала ещё лучше в тюремных застенках ( хотя были и временные провалы памяти в результате того, что меня пичкали наркотиками). Все заключённые любят жить в мечтах. Наркотики, которыми нас пичкали, усиливали воображение. Но мы знали, что за этими образами была сокрыта Истина, настолько полная, что даже мирриады образов не смогут замутить её.  Мы должны были постараться увидеть эту Истину во всей её полноте и простоте. Это то, что я и пытался сделать.

В тот день, в который я был крещен, мой иудейский мессианский пастор Иссак Фейнстейн дал мне стих из Писания: "Да живёт Рувим (это моё еврейское имя) и да не умирает". (Вт.33:6). В том же смысле Шекспир сказал о Ричарде  Втором:

"Бог Ричарду по ангелу пошлёт... и ангелы и Бог с тобой в бою".

С такими мыслями я не терял времени между побоями и пытками, не думая о том, как сильно меня побили и не страшась того, что снова буду избит. Вместо этого, я цитировал стихи из Писания, Шекспира и других поэтов. Я даже сочинял поэмы. "И те места, которые небесный глаз узрит, для мудрого они суть гавани и пристани души". (Ричард וו)

Это справедливо и для тюрем в странах коммунизма. Мои истязатели думали, что это они заключили меня в тюрьму. А на самом деле сам Бог послал меня туда, чтобы я больше научился истине, сокрытой в Его Слове. Внешние обстоятельства, абсолютная тишина, где ни звук, ни вид не могли отвлечь, способствовали глубокому размышлению. Вот тогда я и начал работать над мыслями, изложенными в этой книге. 

Три года спустя после одиночного заключения, мы были переведены в общие камеры. Там я встретил много богословов, специалистов по древнееврейскому и греческому языкам. Это дало возможность отточить и завершить мои мысли. Позднее, после освобождения из тюрьмы, я закончил свою работу над этой книгой, используя научные данные.

Бог заповедал нам служить ему не только всем сердцем, но и всем разумением своим. Это означает интеллектуальный труд тоже. Когда мы были детьми, мы трудились умственно, изучая алгебру и геометрию. Став взрослыми, мы стали исследовать свойства атомов и молекул. Когда человек научился расщеплять атом, он создал грозное оружие. Почему бы нам не начать взвешивать прилежно каждый атом Слова Божия, чтобы найти чрезвычайную объективную Истину? Это желание очень сильно побудило меня пребывать в Слове для того чтобы покорить всякие нечестивые и разрушительные  силы безбожия.

Христиане в заключении презирали страдания. Заключенные в цепи, иногда в смирительные рубашки, так как их считали сумасшедшими, ожидая встречу со смертью каждый раз, когда открывалась дверь в их застенки, они продолжали пребывать в Слове Божием. 

Христиане, живущие в свободном мире, тоже пребывают в Слове Божием. Но, потому что мои размышления были рождены в таких чрезвычайных обстоятельствах и считая, что они найдут  глубокий отклик у читателя, я решился их опубликовать.

 Ричард Вурмбранд.

01. Тайна жертвы Христовой.

Предположим, что вы жили в Палестине 2000 лет назад и были человеком, который жил с тяжестью своих грехов и чувством вины. И Иисус сказал бы вам:

"Грех ваш тяжек и заслуживает смерти. Но завтра меня будут бичевать и возложат терновый венец мне на главу. Призываю вас принять участие в моих страданиях, когда меня будут распинать на кресте, вбивать гвозди в  мои руки и ноги.  Я буду кричать в агонии и разделю страдания своей святой матери, чье сердце будет пронзено состраданием как мечом. Вам следует быть там и слышать мои крики. А когда я умру, вы будете знать, что ваши грехи прощены и что я стал вашим заместителем, козлом отпущения! Так человек получает спасение. Желаете ли вы принять Мои страдания или понести наказание самому?"

Что бы вы ответили? 

Я уверен, что эта дилемма должна предстать перед каждой душой, ищущей спасения. За пятнадцать столетий до рождества Христова, Библия говорит:

"Господь сказал Мне: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя." И она говорит 2000 лет спустя после  распятия на Голгофе: "Сегодня Я умираю за тебя". Жизнь и смерть Иисуса стоят вне границ времени. 

Вы принимаете? Много раз в коммунистических застенках я видел, как пасторы принимали избиения до крови вместо других заключённых. Имя было названо и пастор просто говорил: "Это я". В Освенциме, Максимилиан Колбе, священник, предложил занять место поляка, осужденного на смерть нацистами. Этот поляк был многодетным отцом. Лагерный комендант согласился на замену и поляк выжил. Колбе был задушен в газовой камере. Если бы вы были на месте этого поляка, каким бы стал ваш выбор?

Много лет я находился в подземной изолированной одиночной камере, во вневременном пространстве, подобному невесомости, испытанной космонавтами. Как они не могли отличить тяжёлое от лёгкого, так и я не чувствовал разницы между прошлым, настоящим и будущим. В моей тюремной камере присутствие Иисуса было непосредственным. Его жизнь для меня не была частью прошлого и она не выглядела чередой сменяющихся событий. Он представил передо мной проблему, которую я, в свою очередь, представил перед моими читателями. Он сказал мне: "Ты грешник и осужден на вечное наказание за свои прегрешения. Но Я готов спасти тебя. За твой грех, Я перенесу отвержение, бичевание, буду оплеван, коронован терновым венцом, перенесу боль распятия на кресте и агонию, видя Мою Святую Матерь с разбитым сердцем у креста. Моя кровь очистит тебя от греха. И я должен был решить принимать или нет жертву невинного Сына Божьего за мои грехи. Я был уверен, что принятие этой жертвы было бы самым страшным грехом, когда либо мной совершённым и я отверг предложение. Иисус был доволен моим ответом.

И тогда созрел настоящий вопрос, то что было у Него на уме от начала. 

"А что, если Я, вложу твоё естество в Своё и ты станешь частью Моего Тела и буду жить в тебе и ты будешь распят со Мною, (Галатам 2:20 "... и уже не я живу, но живёт во Мне Христос"), погребён со Мною ( Римлянам 6:4 "...мы были погребены с Ним крещением в смерть") и разделишь со Мной страдания?

Люди поют в церкви: "Храни меня на длани Своей", а ты будешь сохранен, став самой дланью, пригвожденной ко кресту, но также как Его, приносящей благо. Желаешь ли ты стать Моим сотрудником ко спасению человечества, облегчая страдания, "восполняя недостаток в плоти моей скорбей Христовых" (Колоссянам 1:24) и неся вечную жизнь другим? По благодати Моего присутствия в тебе, настоящие плоды Моих ран появятся в твоей душе."

Я принял это предложение. У христиан должна быть та же цель и призвание, как и у их Царя, призвание нести свой крест. Осознание этого высокого призвания и соучастия в Его страданиях, приносит утешение в испытаниях и позволяет христианам переносить с радостью лишение свободы, входя в застенки, как невеста в брачные чертоги. 

Когда Георгий Винз, генеральный секретарь Союза Баптистов СССР, был осужден за веру, члены церкви, находящиеся в зале суда, покрыли его цветами, а его малолетняя дочь, усаженная на высокий стул, произнесла перед судьями-коммунистами:

"Отец, со Христом ты свободен, даже в темнице, а свобода без него - это темница." Верующие, стоящие снаружи здания суда, встретили Винза христианскими гимнами.

Родственница узника совести в коммунистическом Китае, сказала человеку, выразившему сострадание: "Не нужно жалеть о нас, ибо если бы нас не было здесь в лагере, как бы люди здесь узнали о Христе?"

В таком же духе мы должны принимать как крест нищету, расовую дискриминацию, предательства, супружеские измены, бунт детей и другие горести жизни.

Человек, принимающий смерть Христа на кресте за свои грехи и благодарящий Бога за это, должен быть наказан более, чем прежде. Евангелие, Благая весть это привилегия того, что верующий становится членом тела Христова, умирая с Ним в страданиях на кресте и также воскресая с Ним в славу. 

Так как жертва подразумевается в обращении, призыв проповедника к покаянию называется призывом к алтарю. Любое существо, положенное на алтарь в Иерусалимском храме, ягненок, козёл, голубь - должно было умереть. Кто-то умирает за вас. На этот раз не животное, но Сын Божий. Так Он положил в Своей воле и ничто не изменит её. Вы только можете просить о возможности пожертвовать также и собой с этого момента, во славу Божию и для блага ваших близких. Взамен вы получите право умереть для греха и мира и его законов.

Истинным знаком покаяния и обращения является становление единым целым с Христом. Иначе принятие Его искупительной жертвы было бы  отвратительным и постыдным.

02. Почему существуют страдания?

"Перечитывая" Библию по памяти в одиночной камере, я был поражён числом человеских страданий, описанных в ней. Библия начинается рассказом об изгнании из рая и заканчивается изгнанием большинства человечества в ад. 

Но почему даже святые люди должны страдать? Почему существуют страдания в животном и растительном мире? Почему младенец рождается в страдании? Является ли оно единственным воспитательным средством Бога? Почему зло существует в этом мире? Почему христиане страдали в коммунистических застенках десятилетиями? 

Посвятив сорок лет жизни миссионерской деятельности среди аборигенов Австралии, пастор тяжело заболел. Его перевезли в город по разбитым  дорогам и он тяжело страдал в пути, не будучи способным нормально дышать. Но он просил членов своей семьи петь и читать ему Библию. Вдруг он попросил прекратить пение. "Я прослужил Богу всю свою жизнь, но Он не заботится обо мне", - сказал пастор и выхватив Библию из рук своей жены, забросил её в кусты. Он не смог понять смысл страданий. 

Единственным ответом, на мой взгляд, будет не задаваться этим вопросом. Иисус на кресте тоже вопрошал почему Бог оставил Своего Сына? За этим вопросом в тексте Евангелия стоит лишь вопросительный знак.  

Однажды страждущий пришёл к служителю церкви, терзаемый вопросами бытия. Пастор сказал: "Преклони колени в церкви и попроси Иисуса дать тебе ответ на твои вопросы". Тот ответил: "Неужели вы и вправду думаете, что я услышу глас с неба?" "Нет", - ответил служитель, - "но, проведя в тишине пару часов перед лицом Божиим, вы уразумеете, что можно продолжать жить и без ответов на все ваши вопросы. Это и будет Его ответом для вас".

Вам не нужно ничего, более "мира Божиего, превосходящего всякое разумение". (Фил.4:7) Не и мир и разумение, потому что оно предполагает такие качества, которыми большинство из нас не обладает. Сказание из еврейской устной традиции, Агады, повествует о четырёх мужах, достигших небесной сферы - Бен Азае, Бен Зома, Элиша бен Абуе и рабби Акиве. Бен Азай, увидел славу Божию и умер. Бен Зома увидел и лишился рассудка. Элиша Бен Абуя разуверился в Боге. Лишь рабби Акива вернулся, не повредив себе. Павел повествует о человеке, который "был восхищен в рай и слышал неизречённые слова, которых человеку нельзя пересказать". (1 Кор. 12:4)

Легенда рассказывает о Моисее, который сидел у колодца, находясь в глубоких размышлениях. Проходящий мимо путник, напившись воды, обронил в песок свой пояс с монетами.  Вскоре другой человек, проходя вблизи, нашёл этот пояс и взял его. Третий, проходя и утолив жажду, прилёг отдохнуть в тени колодца. Наконец первый человек, обнаружив пропажу вернулся обратно. Разбудив спящего у колодца, он потребовал у него вернуть свои деньги. Последовала ссора и разгневанный первый путник убил последнего. Сразу же, Моисей начал упрекать Всевышнего: "Вот видишь, поэтому люди и не веруют в Тебя. Слишком много страданий и несправедливости существует в этом мире. Зачем нужно было первому человеку потерять свой кошелек и потом превратиться в убийцу? Почему второму так повезло, что он разбогател, не трудившись? А третий был совершенно невиновен и он был убит."

Бог ответил: "Я объясню тебе, но только однажды. Я не смогу делать это на каждом шагу. Первый человек был сыном вора. А в кошельке были деньги, украденные его отцом у отца второго. Тот, найдя пояс с монетами, нашёл лишь то, что ему принадлежало по праву. А третий был убийцей и быв убит, получил расплату за своё деяние. В будущем оставайся уверенным в том, что существует смысл и справедливость во всём происходящем."

Вера в Бога есть ответ на вопрос существования зла.

03. почитайте нищету.

В тюрьме я находился в глубокой нищете. Я ничем не обладал и моё положение привело меня к пониманию в новом свете стиха из Писания:

"Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот." (Притчи 22:22)

Не отнимайте у бедного его единственного богатства, этот драгоценный камень, которым является сама бедность. Св. Франциск Ассизский называл её "sorella poverta", сестрой бедностью. Аскеты и святые всех времён оставили земные блага во имя этого бесценного друга. Моисей предпочёл жизнь бедного пастуха положению внука фараона. Будда - жизни в отцовском дворце, просветление и безмятежность, которую можно приобрести, лишь живя в чрезвычайной нищете. Христос, обладая небесной славой, избрал рождество в хлеву, жизнь плотника среди угнетенного народа и смерть на кресте, в окружении воров.

И Он сказал: "Блаженные нищие, ибо ваше есть Царство Божие." ( Лука 6:20)

Какое право есть у меня отнимать блаженство у человека? Если я лишу его нищеты, то лишу, тем самым, Царствия Божиего. Представьте, чтобы произошло, если бы богатый человек из притчи (от Луки 16:19-31) стал бы, как говорят "добросердечным" и поделился бы с Лазарем своими пурпурными и шёлковыми одеждами, приглашая его обедать ежедневно? Так он бы увлёк Лазаря в ад. Нищета это дверь в Царство Небесное. Зачаточная уродливая стадия человеческого плода, когды мы выглядим как лягушки и обезьяны есть пролог к становлению человека. Уничтожьте гусеницу, выглядящую отвратительным червём, и вы уничтожите будующую бабочку. Отнимая у человека бедность, мы отнимаем у него будущее блаженство. 

Но разве мы не должны помогать бедным? Конечно, но только разделяя их бедность, показывая наше отношение к их высокому положению. Мать Тереза из Калькутты подала такой пример. Разделяя нищету с бедным, мы оказываем ему уважение, помогая ему обрести достоинство перед людьми и Богом, тогды как брошенные монеты, унижают его.

Мы часто считаем неприятное плохим. Бедность неприятна, но она есть испытание христианской любви. Какая девушка не соблазнится полюбить красивого юношу, одаривающего её кольцами и браслетами, машинами и замками? Согласится ли она жить с тем же юношей в скромном доме? Иову было легко любить Бога, имея семью, и скот и золото. Но какова была природа этой любви? А затем пришло испытание, чтобы укрепить веру Иова. Перед тем как я попал в заключение, моё социальное и материальное положение было очень комфортным. В моменты самооценки, я спрашивал себя, люблю ли я Бога на самом деле или лишь внешние и внутренние дары, которые я получил от Него. Потом, в одиночном заключении, дрожа от холода и голода, без обуви, я смог по настоящему увидеть, любил ли я Бога или Его дары. Как я радовался тому, что песни благодарения изливались из моих уст в таких обстоятельствах! Моя вера была испытана. Христиане не боятся голода и не станут отнимать у бедного его опыт. Ибо Иисус говорит даже таким богачам, у которых на столе чёрная икра и другие изысканные явства:"У меня есть пища, которой вы не знаете..." (Иоанн 4:32)

Ангел Рафаил сказал Товиту в одноимённой апокрифической книге (12:19):

"Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил,– только взорам вашим представлялось это. Но я пользовался невидимой пищей и питием, которые людям не дано видеть."

Пища ангелов, в которой и люди могут принять участие состоит в видениии Бога, любви к Нему, даже во время несчастий и в исполнении Его воли во всём. Невозможно одновременно посещать роскошные рестораны с джазовой музыкой и полуобнажёнными оффициантками и принимать участие в небесной трапезе. Никто не может иметь сразу два мира. Небесные явства даны лишь "алчущим ныне".

Кьеркегор был прав, сказав однажды:"Выставлять человека, который, проповедуя христианство приобрёл и насладился всеми возможными земными благами и удовольствиями будет подобным тому, как если говорить о девице на выданье, окружённой ватагой собственных отпрысков." (из книги "Атака на христианство")

После многих лет проповеди, пастор должен стать беднее, чем был до вступления на поприще. Наш Бог есть Бог узких врат и угольного ушка. Если, по причине собственного социального положения, вы не среди голодных, то есть панацея - поститесь. Но не лишайте бедного его нищеты. Не обкрадывайте голодного, лишая его манны небесной. Ваши благие намерения и филантропия могут легко превратиться в грабёж.

04.Праведное отношение к нищете.

Это наша жадность, наше служение мамоне вынуждает нас почитать нищету несчастьем. Наиболее верным отношением христианина к бедному должно быть не жалость, а скорее зависть и желание подражать его жизни. Может у вас на столе больше хлеба  с маслом и анчоусов, но "не хлебом единым будет жив человеком, а всяким словом, исходящим из усто Божиих". (Лк. 4:4) У бедного человека есть преимущество, которого нет у вас: Иисус был послан проповедовать Евангелие нищим (Лк. 4:18) и лишь нищий может вполне понять  и услышать эту весть. Богатые слышат только разбавленное Евангелие, произнесённое пастырями, которые и сами никогда не голодали и не постились, богатыми или жаждущими богатства. 

Такие пастыри не хотят потерять своих богатых даятелей и проповедуют им из Евангелия ровно столько, сколько их не заденет за живое.  Они ни за что не скажут своим богатым прихожанам, что у них столько же шансов войти в Царство Божие, сколько у верблюда пройти в игольное ушко, иными словами, что вся их религия тщетна. Повторю вопрос, заданный мной в прошлой главе: должны ли мы помогать бедным? Конечно должны, но только на одном условии: не грабить их прежнюю нищету. Единственным путём помочь нищему - это стать таким же нищим как он.  Мы читаем в книге "Доброе масло" (Шемен А -Тов) как к рабби Хаиму Ауэрбаху из Лаинцица однажды обратился  сапожник, у которого не было дров истопить дом для себя и своей жены с младенцем. Рабби немедленно по шёл и разбудил богатого соседа, который пригласил его войти в дом. Хаим Ауэрбах отказался и предпочёл говорить на дворе. Было очень холодно и богатому соседу пришлось стоять во время беседы на улице, ежась от колючего мороза.  В конце их длинной беседы, раввин упомянул бедного сапожника, сказав богатому: "Теперь, испытав холод на себе, ты будешь знать, что должен сделать." После чего тот собственноручно привез дрова сапожнику на тачке. Тот, кто не сам не прочувствовал аркан на шее, никогда не поймёт ситуацию человека, находящегося в смертельной опасности. 

Никакая система социального обеспечения или миллионер-филантроп не превзойдут благотворительность монахов и монахинь, давших обет бедности. Эти люди, многие из которых были представителями высшего общества, собирали бедных в домах милосердия, больницах и сиротских приютах. Они снизошли в действительности и в духовной сфере на уровень тех, кому они желали помочь и воистину возлюбили ближнего как самого себя. Принимая бедность, они смогли оценить её значение в жизни других. Старики, калеки и нищие послужили не только хлебом насущным, но и тем, что их состояние понималось как преимущество, а не недостаток.

В Соединённых Штатах и в других странах существует очень много благотворительных программ, которые не приносят пользы. Программа Св. Франциска Ассизского  была более действенной. Он сам стал нищим и вдохновлял своим примером богатых людей  жертвовать не через тяжелое налогообложение,  а из любви. Существует различные способы оказания помощи людям. К примеру, я читал о том, что в Португальских колониях, когда местные жители чувствовали недомогание, они не посещали государственные больницы, но проходили десятки километров, чтобы добраться до христианской больницы. Когда их спрашивали почему они это делали, ведь в государственной больнице было тоже лечение, и медицинское оборудование и такие же специалисты, они отвечали: "Лечение такое же, но руки разные." Лишь ничего не имея в руках, можно погладить...

"Не притесняй несчастного у ворот.." (Притчи 22:22)

"То и Иисус, дабы освятить людей кровию Своею, пострадал вне врат."  (Евр.13:12)

Иисус жаждал идти на Голгофу, что совершить спасение человечества.  Но в то время, каждый, даже палачи со своими жертвами, были остановлены у ворот стражей,  допрошены и их документы проверялись.  И я тоже видел подобное в наше время. Никому непросто выйти за ворота исправительного учреждения, даже палачу. Палач стучит в ворота, охранник подозрительно смотрит в глазок, затем проверяет написанный приказ. Так было и в древности. 

Написано в книге Притчей(22:22):

"Не притесняй несчастного у ворот".

Те, кто принадлежат Иисусу, счастливы нести притеснения ради имени Его, не останавливайте их у ворот, допрашивая, чтобы задержать их героический путь к самопожертвованию, предлагая помилование или диктуя условия. Делая это, вы лишь продолжаете преследовать и притеснять тех, кто прославляется в гонениях за имя Христово.

Христианин должен вести себя так, чтобы его дети могли сказать, как (библейский патриарх - прим. мое) Иаков: "Боже отца моего..." (Бытие 32:9)

У Иакова были предки, которыми он мог гордиться. Авраам оставил высоко цивилизованный Ур Халдейский чтобы стать пришельцем в пустынной земле и чтобы приобрести свободу служить Богу, так как он  знал. Исаак, будучи подростком, был готов прославить Бога своей смертью. Таких людей нельзя лишать  их притеснений, которые приобретут им вечную славу. 

У притеснений есть свои трудности. Часто вас поражает отчаяние. Кажется, что Бог скрыл Свое лице от вас. Но затем вы осознаете, что это было подобным игре с младенцем. Вы ищете Его, находите снова, Бог и вы, счастливы, открыты друг другу с радостью.

Есть одно глубокое изречение в Талмуде (еврейская устная традиция -прим.мое).

"Прежде, чем ел, пил и насытился, у него было два сердца."

Потому что он чувствовал свой голод и голод своего ближнего. Насытившись, он остается лишь с одним сердцем, заботясь только о собственном благополучии и комфорте. 

Вместо того, чтобы лишать бедного его нищеты и несчастного его притеснений, которые составят их будущую славу, позаботьтесь о том, чтобы быть среди тех у кого два сердца.

05.Нечестность библейских персонажей.

Мы не можем прямо сказать следователям-коммунистам правду о деятельности нашей церкви. Если бы мы честно отвечали на их вопросы, результатом стало бы больше арестов. Мы ведь помним о том, что Ревекка использовала хитрую уловку, чтобы передать благословение Иакову, но принадлежащее Исаву, как первородному сыну. (Бытие 27) Моральная ценность поступков оценивается не только в соответствии с нравственным кодексом, но и с их долгосрочными результатами. 

Если бы Ревекка не поступила так, то Исав получил бы благословение Исаака. Потомки Исава стали бы избранным народом, а не евреи.  Какой-то дикарь попытался бы стать спасителем мира. Дикие люди стали бы святыми пророками. 

Какая катастрофа произошла бы, если бы Ревекка и Иаков не использовали хитрость и не солгали в этой единственной ситуации. Их поступок был частью Божьего плана. Зрение Исаака ослабло и это позволило ему принять Иакова за Исава и передать ему благословение. 

Вполне очевидно, что подобный поступок в чрезвычайных обстоятельствах является опасным. Ведь и другие смогут оправдать свои эгоистичную ложь , приводя в пример то, как вы поступили, исходя из святых побуждений. 

Мидраш ( сборник еврейских притч)  рассказывает:

Иаков позже женился на Рахили, но в свадебную ночь, Лаван, отец девушки, подменил её на старшую дочь Лию, которую Иаков не любил. (Бытие 29:23-25) На утро, Иаков, увидел, что был обманут и сказал Лие:

"В эту ночь, я так часто звал тебя Рахилью и ты отвечала. Почему ты обманула меня?" 

Лия ответила: "Твой отец звал тебя Исавом и ты притворился будто был старшим сыном. Ты обманул своего отца. У каждого учителя есть ученики. Я научилась у тебя."

Мы должны помнить о существовании подобной опасности, но христиане не могут вполне обойтись без того, чтобы быть "мудры, как змии".

Может ли христианин быть полицейским, разведчиком, дипломатом или армейским офицером во время войны и не использовать обман в тактических целях?

Как подпольная церковь смогла бы существовать в странах, где религия преследуется, если бы она не последовала примеру Ревекки? Такая стратегия может шокировать, потому что является исключением из правила быть полностью честным. 

Слова произносятся не всегда для того, чтобы передать истину. Иногда слова используют в целях самозащиты. Например как слова Павла: "...я ничего не сделал против народа и отеческих обычаев." (Деяния 28:17)

В 1 послании Фессалоникийцам 2:14-16 он разразился гневом против иудеев ("которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают и всем людям противятся.")

Павел сделал намного более, чем просто пойти против отеческих обычаев. Он фактически отменил существенную часть иудейского закона , объявив, что обрезание не приносит никакой пользы. Но теперь он был в опасности. В такие минуты, в моменты кризиса, слова служат иной цели, чем передать истину.

Ветхозаветный Иосиф говорит, "я был украден из земли Евреев". Это не было правдой, но нам следует оценить по достоинству желание Иосифа скрыть грех своих братьев, продавших его в рабство. 

Давайте не будем упускать из виду различные грани человеческой жизни, когда мы беремся судить о моральном облике библейских персонажей и наших близких.

 

  

 

 

 

(продолжение следует...) 

60. Нужно ли понимать Библию буквально?

Конечно нужно относиться с уважением к каждой букве Библии, но Библия была написана с целью привести людей ко спасению. И поэтому её авторы иногда жертвовали буквой. Цель была важнее средств. Павел цитирует пророка Осию, который говорит:

"Не мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную возлюбленной.

И на том месте, где сказано им: не Мой народ, там будут названы сынами Бога Живого". (Рим. 9:25-26)

Этот перевод не является буквальным и не был взят из какого-то известного нам места Писания. Павел чувствовал себя в праве приспособить его для своих целей. Он использовал слова, сказанные  пророком десяти коленам, отделённым от Иуды ( Осия 1:4 - 2:33) и усилил их значение.

В Римлянам 11:26, Павел даёт великое учение:

"Итак весь Израиль спасётся". И так как ему были нужны стихи из Ветхого Завета, чтобы подтвердить свой аргумент, то он говорит:

"как написано: придёт от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова".

Но этих слов нет нигде в Библии. В псалме 13:7, Давид выражает желание:

"Кто даст с Сиона спасение Израилю?"

Будучи уверенным, что Бог исполнил это благочестивое желание, Павел модифицировал слова Давида так, чтобы они выражали не желание, а уверенность:

"Прийдёт от Сиона Избавитель."

Павел уверяет верующих иудеев: "Избавитель... отвратит нечестие от Иакова" (11:26), утверждая, что это тоже написано. Единственная возможная ссылка на эти слова есть в книге Исаии 59:20, где такого обещания не дано.

Напротив, там говорится о том, что Избавитель прийдёт к тем, кто отвернётся от нечестия. Иаков отвернётся от нечестия, а не Избавитель отвратит его от греха. Но Павел, читая Исаию, осознавал, что люди не могут изменить свои сердца собственными силами. Это должно быть Божьим трудом.  Поэтому Павел цитирует это стих в соответствии со своим пониманием, а не буквально, как это дано в Ветхом Завете.

Мы также должны помнить о том, что многие послания Павла были написаны из заключения и он цитировал Писание по памяти, не имея свитков Ветхого Завета под рукой. Матфей, к примеру, цитирует в Евангелии 2:23: "Да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречётся".

Однако эти слова не найдены ни в одной из книг пророков. И тем хуже для них. Они должны были быть там. Матфей оказывает пророкам большую услугу, вкладывая эти слова в их уста. Это подобно тому, как если бы бедный проповедник выдал цитату Иоанна Златоуста за собственную мысль, чтобы придать своим словам больше авторитета.  

Дети Иакова исчислены на страницах Библии в семнадцати различных последовательностях и это указывает на то, что последовательность не важна в сфере вечности, куда и ведёт нас Библия.

Следует ценить каждую букву Библии, но искать, того, что находится за её границами, а именно - спасения души. Не уподобляйтесь тому мальчику, жившему в Хартуме, который любил  скульптуру генерала Гордона, верхом на верблюде. Каждый день он любил приходить и смотреть на нее, пока однажды,  в возрасте семи лет, не спросил: "А кто этот дядя, сидящий верхом на генерале Гордоне?" Мальчик ошибся, приняв верблюда за героя войны. Библия это не Бог, она лишь несёт Его весть.